25188

Величие в малом. Как Екатерина II придумала стандарты повседневности XXI в.

Марина Александрова в роли Екатерины II в сериале «Екатерина. Взлёт».
Марина Александрова в роли Екатерины II в сериале «Екатерина. Взлёт». Кадр из фильма

На канале «Россия-1» идёт сериал «Екатерина. Взлёт». Место действия — Российская империя. Время — с 1768 г. Главная героиня — императрица Екатерина II, к тому моменту уже удостоенная пышного титула: «Великая, Премудрая, Мать Отечества». 

Преподнесли ей этот титул годом ранее: 12 августа 1767 г. Екатерина тогда проявила удивительную скромность и политический такт. От титула она отказалась, но с какой формулировкой!

«Ответствую: на Великая — о моих делах оставляю времени и потомству беспристрастно судить. Премудрая — никак себя таковой назвать не могу, ибо один Бог премудр. Матерь Отечества? Любить Богом вручённых мне подданных я за долг звания моего почитаю». 

«Время и потомство» рассудили так, что от всей пышности осталось единственное определение: «Великая». Справедливо и честно: мало найдётся государей, которые именуются так по праву. 

Нам кажется, что все дела, за которые бралась Екатерина, просто обязаны нести на себе свет величия. Присоединить Крым и Грузию. Повергнуть в небытие некогда злейшего врага: Польшу. Заставить считаться с собой всю Европу. Колонизировать Америку. 

Всё так. Однако, помимо великих дел, есть ещё и малые. На них обращают внимание редко и неохотно. И совершенно зря. Плодами трудов Екатерины на этом поприще мы пользуемся до сих пор. И пользуемся неблагодарно, попросту не зная, что этими приятными и полезными мелочами мы обязаны ей.

Топ-топ, топает малыш

Известны труды императрицы, посвящённые выработке стандартов воспитания детей: от младенчества до отрочества. В общем-то, ничего совсем уж новаторского в них нет. Повторение и перепевы педагогических творений просвещённого XVIII столетия. Примерно то же самое можно встретить и у любимых авторов Екатерины: Вольтера, Дидро и Руссо. Скажем: «Детей поощрять надлежит ко всякому движению и игре, летам и полу их сходственным: ибо движение даёт телу и уму силы и здоровье». Или: «Свечей держать в детской не более двух, теплоту же поддерживать не более 15 градусов по Реомюру (19 по Цельсию), окна держать открытыми, смотря по погоде, холодная ванна также желательна ежедневно».

Величие Екатерины в том, что она редко увлекалась пустым теоретизированием или переписыванием чужих мыслей. Она всегда пыталась приспособить их на практике. Точно так же вышло и здесь. Екатерина быстро поняла, что такой спартанский температурный режим, да ещё и с открытыми окнами, ведёт к сквознякам и простудам. И потому методом проб и ошибок изобрела сразу несколько видов детской одежды. Ползунки, боди, и их совмещение — комбинезон. Они почти не отличаются от современных. Разве что наши застёгиваются спереди и кнопками, а её — на спине и пуговками. Именно в таких ползали и учились ходить её внуки, будущие императоры Александр I и Николай I, а также сын шведского короля Густава III, принц Густав-Адольф. А также все нынешние дети.

Уличная и площадная

Ровно в том самом 1768 году, когда начинается действие сериала «Екатерина. Взлёт», императрица обращает внимание и на городское благоустройство. В частности, замечает, что в российских городах ориентироваться трудно, а вот заблудиться — очень легко. И пишет генерал-полицмейстеру Санкт-Петербурга Николаю Чичерину следующее: «Прикажи на концах каждой улицы и каждого переулка привешивать досок с имяни той улицы или переулка на русском и неметском языке. У коих же улиц или переулков нет ещё имян, то изволь оныя окрестить. Форм же досок получче и почище изделать, без многих украшениев, но просто».

Самое любопытное, что чуть погодя Екатерина вносит усовершенствование в и без того продвинутый урбанистический проект. По её замыслу на табличках должны были проставлять номера домов на каждой улице, а также указывать стрелочками, в какую сторону нумерация увеличивается, а в какую — уменьшается. В том, как используется изобретение и выполняется указ, можно убедиться, выйдя на улицу любого современного города.

Сказка — ложь?

О том, что такое хорошо и что такое плохо, мы все узнаём в раннем детстве: из сказок. Во времена Екатерины к сказкам в просвещённой дворянской среде относились с презрением: развлечение для мужичья. Однако ей удалось не только реабилитировать жанр, но и создать русскую литературную авторскую сказку как таковую. Именно Екатерине здесь принадлежит полный и несомненный приоритет: две сказки — «О царевиче Хлоре» и «О царевиче Фивее» — стали первыми в нашей истории.

Её писательский дар был весьма скромен: сказки не очень-то увлекательны, но назидательны и нравоучительны. Однако авторитет «Матери Отечества» был слишком велик. И вышло так, что именно эти свойства стали неотъемлемым атрибутом нашей авторской сказки. Просто по той причине, что таковой она была от рождения. Спустя столетие Лев Толстой, сочиняя своё знаменитое «Сиди, Петя, долго в шкапу за то, что ты трус», по сути, повторял слова «матушки Екатерины»: «Бодростью духа и неустрашимостью, наученной от младости, приобресть можно более, нежели силой оружия».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество