Общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» заявила о своём намерении обратиться к Минэкономразвития РФ с просьбой узаконить ценники в «условных единицах». Впрочем, полузабытое за двадцать лет обозначение «у.е.» и без того стало встречаться на российских рынках. Значит ли это, что мы возвращаемся назад в 90-е? АиФ.ru собрал шесть знаковых примет того смутного времени.
Этот эвфемизм возник в результате гиперинфляции в начале 90-х годов. Национальная валюта обесценивалась так быстро, что рублёвые ценники приходилось менять несколько раз в неделю, а то и в день. Так как с 1993 года постановлением правительства России были запрещены расчёты в иностранной валюте, частные предприниматели придумали заменить значок доллара в ценнике обозначением «у.е.».
Хотя официально никто не объявлял, чему равна «условная единица», приято считать, что она эквивалентна доллару США по текущему обменному курсу.
От нулей рябит в глазах
Прогрессирующая инфляция привела к тому, что в 1992 году цены увеличились в среднем в 26 раз; а в 1993 году — ещё в 10 раз.
В результате цены на продукты питания достигли трёхзначных значений: килограмм сахара стоил 2850 рублей, литр подсолнечного масла — 3000 рублей, килограмм сливочного масла — 4000 рублей, и так далее.
Зарплату считали в миллионах рублей (отметим, что многим её не выплачивали месяцами) — и люди были вынуждены носить с собой огромное количество обесценившихся бумажек.
Чтобы избавиться от лишних нулей, в 1998–2002 годах была проведена денежная реформа по принципу «делим на тысячу»: 1 деноминированный рубль = 1000 «старых» рублей.
Финансовые пузыри
«Экономическая невинность» большей части населения, вкупе с отказом от государственного регулирования рынка, привели к расцвету финансового мошенничества; прежде всего — инвестиционных пирамид. В 1993 году Сергеем Мавроди была зарегистрирована компания МММ, ставшая крупнейшей афёрой такого рода в истории России: по разным оценкам, на удочку мошенника попались 10–12 миллионов человек. Другими известными пирамидами были компании «Властилина», «Хопёр-Инвест» и «Русский дом селенга». Любопытно, что признаками классической пирамиды обладали и Государственные краткосрочные облигации (ГКО). Их приходилось выпускать всё больше, чтобы выплачивать проценты по ранее напечатанным, но, в конце концов, облигации перестали покупать даже при обещанной доходности в 300 %. Именно крах ГКО привёл к дефолту 1998 года.
Крах официальной идеологии привёл к утрате государственной монополии в мировоззренческой и духовной сферах. Однако свято место пусто не бывает, и образовавшийся вакуум немедленно заполнили различные эзотерические учения и практики. На фоне повального увлечения населения экстрасенсорикой и магией как грибы после дождя стали расти религиозные секты. Некоторые из них достигли внушительных размеров: например, в печально известной секте «Белое братство» состояли десятки тысяч человек по всему СНГ. Организация удивительным образом сочетала в себе деструктивный культ (нередки были случаи массовых самоубийств или убийств «посвящённых») с мошенничеством, связанным с отчуждением квартир и денег членов в пользу «мессии» Марии Цвигун. Другие крупные секты, действовавшие на территории бывшего СССР, — «Церковь объединения» (основана корейцем Мун Сон Меном), «Богородичный центр», Секта Ошо и даже «Аум Синрикё», известная террористической атакой в токийском метро с использованием отравляющих веществ.
Война на окраине
Начавшаяся в 1994 году война в Чечне стала одним из символов того депрессивного времени. Большинство россиян не очень-то понимало, из-за чего происходит конфликт, и не поддерживало его. В результате герои войны не становились героями в глазах общества, а люди призывного возраста всячески уклонялись от службы в армии. Именно тогда «бегство от военкомата» приобрело повальный характер, и никто не видел в этом ничего зазорного. Наоборот: человек, пошедший служить вместо того, чтобы торговать сигаретами в ларьке, считался неудачником.
Новое время всегда рождает нового героя — собирательный типаж людей, раньше других понявших, с какой стороны бутерброд намазан маслом. В 90-е годы таким персонажем стал «новый русский» — человек, отказавшийся от советского уклада жизни и «ушедший в бизнес». Причём неважно, каким именно был этот бизнес. Новый русский мог быть кооператором, челноком, ларёчником или даже владеть заводом — предпринимателей 90-х годов объединяла общая ментальность. Знаменитый малиновый клубный пиджак был призван скомпенсировать «пролетарское» происхождение; золотые цепи и перстни — продемонстрировать состоятельность; «распальцовка» и уголовный жаргон — показать близость к криминальному миру. Отметим, что героем «нулевых», пожалуй, стал чиновник; а первая половина «десятых годов» нового тысячелетия прошла под знаком «креативного класса».
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.