Примерное время чтения: 6 минут
3486

Уладить по-тихому. Когда часть Тихого океана была внутренним морем России?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. Именно танк, а не иначе 13/09/2023 Сюжет Восточный экономический форум-2023
 Россия стала вкладываться в едва открытые земли, когда с момента первого похода Ермака прошло всего 13 лет. «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Василий Суриков, 1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Россия стала вкладываться в едва открытые земли, когда с момента первого похода Ермака прошло всего 13 лет. «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Василий Суриков, 1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Commons.wikimedia.org

​В качестве послесловия к Восточному экономическому форуму aif.ru вспоминает историю присутствия России в Азиатско-Тихо­океанском регионе, в которой переплетены как впечатляющие провалы, так и высочайшие взлёты.

Бескрайние и студёные

Почему-то принято считать, что Россия вступила в эпоху Великих географических открытий достаточно поздно и ничем особенным в этой гонке не блистала. Мол, «передовые народы» вовсю открывали Америку, огибали Африку, добирались до Австралии, а русские только и сумели, что потихоньку проковылять по Сибири до Тихого океана да пересечь не самый протяжённый его участок и кое-как закрепиться на Аляске. Выгода от этих приобретений, конечно, была (пушнина, кость и морской зверь), но выглядела бледновато по сравнению с хлынувшими в Европу реками золота, серебра и пряностей. Да и с точки зрения геополитики колониальные империи европейских держав выглядели внушительнее. Россия же приросла бескрайними, но не очень-то приспособленными для жизни студёными просторами.

Однако в исторической перспективе выяснилось, что золото и серебро имеют обыкновение кончаться, а колонии отваливаются от метрополий. И только Россия осталась с полноценной долгосрочной выгодой в виде Сибири и Дальнего Востока, что оказались фантастически богаты ресурсами. А ведь если бы речь шла только о колониальной эксплуатации региона, всё бы кончилось, не начавшись.

«Впредь прибыльняе»

С первых шагов продвижения на восток русское правительство демонстрирует, что заинтересовано не в хищничестве и не в грабеже. Вот наказ царя Фёдора Иоанновича князю Андрею Елецкому, который должен был закрепить успех Ермака в Сибири: «Итти города ставить вверх Иртыша, на Тару реку, где бы государю было впредь прибыльняе, чтоб пашню завести и соль устроить...» Наказ датирован 1594 г. С момента первого похода Ермака прошло всего 13 лет, а Россия уже вкладывается в едва открытые земли, рассчитывая на долгосрочную перспективу — «чтоб было впредь прибыльняе».

Следующие 200 лет пройдут в полном соответствии с этой стратегией. И пройдут более чем успешно. Так, уже в 1685 г. были отменены обязательные хлебные поставки за Урал. Вложенные силы и средства помогли «холодной и бесхлебной» Сибири полностью обеспечивать себя продовольствием. Организация Великой Северной экспедиции 1733–1743 гг. закрепила за Россией приоритет в освоении Северного морского пути и вывела к Америке, а первое русское кругосветное путешествие 1803–1806 гг. закрепило Аляску и вывело к Калифорнии...

Словом, на рубеже XVIII–XIX столетий Россия достигла максимума своего присутствия в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Перспективы открывались головокружительные. Судите сами — Чукотка, Камчатка и Приморье принадлежат России уже довольно давно. Аляска, Алеутские и Командорские острова присоединены сравнительно недавно. Благодаря командору Николаю Резанову Калифорния прочно входит в зону русских интересов — спустя 5 лет после его смерти там будет основан знаменитый Форт Росс. Стараниями командиров кораблей «Юнона» и «Авось», что прославлены рок-оперой, к России отходят Сахалин и все Курильские острова. Закрепляются русские и на Гавайях — дело доходит до того, что местные жители массово возводятся в «казачье достоинство», а по провинции Ханапепе протекает река с названием Дон. По большому счёту, значительная часть Тихого океана становится внутренним морем России. Впечатлённые успехом русских, английские газеты пишут: «Мы скоро обнаружим эту нацию с её славным и активным правительством во всех частях света».

Наверное, так и впрямь могло случиться. Во всяком случае, ещё в начале XIX столетия правительство России было и славным, и активным. И по-прежнему проводило в жизнь ту самую стратегию, которая сделала Сибирь и Дальний Восток не ресурсной кладовкой, а домом. Император Александр I, понимая, насколько важно освоение новых территорий, выступил с личным примером, став акционером Российско-Американской компании.

Взлёт, падение, взлёт

Это был высочайший взлёт. Который, к сожалению, сменился падением. Часть российской элиты проводила принципиально иную линию, настаивая на том, что вложено уже достаточно и пора пожинать плоды. Курс на освоение и развитие сменился курсом на получение выгоды. Что привело к застою экономики Калифорнии и Аляски, которые стали убыточными регионами. И от них предпочли избавиться. Русскую Калифорнию продали в 1841 г. Русскую Аляску — в 1867 г. Российская гегемония в Азиатско-Тихо­океанском регионе сменилась просто присутствием.

Такой откат не мог не спровоцировать дальнейшее падение. Так, Россия фактически отказалась от большой океанской стратегии. В 1875 г. был подписан Петербургский договор. За половину Сахалина, который по факту и так контролировался русскими, Россия отдавала Японии все Курильские острова, запирающие открытый выход в Тихий океан из Охотского моря.

Страшно подумать, что могло бы случиться следом — Приморье и Дальний Восток по-прежнему требовали вложений, а быстрой экономической выгоды не приносили. Однако администрация императора Александра III предприняла верные шаги, выведя стратегию первых русских царей на новый виток. В 1880-е гг. проектируется Транссибирская магистраль, связавшая европейскую часть России с Дальним Востоком. Причём её строитель­ство предполагалось только по своей территории и только за государственный счёт. Александр III понимал, что Транссиб, как и любая коммуникация, будет перевозить самое главное — единство территории огромной страны. К тому же перед его глазами был неплохой пример — американская трансконтинентальная железная дорога, начатая в 1863 г., первые годы считалась нерентабельной, и многие компании, участвовавшие в её строительстве, обанкротились. Но к исходу века именно она сделала возможность реконструкции США как могучей промышленной державы.

Надо сказать, что курс, взятый Александром III, поддерживался и впоследствии. Вспомним слова Ленина: «Владивосток далеко, но ведь это город-то нашенский!» Вспомним дела советского правительства — освоение Северного морского пути и строительство Байкало-Амурской магистрали.

В общем, есть только одна единственно верная стратегия: не требуй быстрой выгоды. Сначала вложи, «чтоб было впредь прибыльняе». Ей и надо бы следовать.

Закрепляются русские и на Гавайях — дело доходит до того, что местные жители массово возводятся в «казачье достоинство», а по провинции Ханапепе протекает река с названием Дон.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах