Тут же начинается поиск средств и рецептов в так называемой народной медицине. Почему-то считается, что уж там, в этой загадочной области трав и кореньев, спасение найдётся обязательно.
Иногда это действительно помогает. Но фокус в том, что большая часть рецептов народной медицины взята из «Лечебников» примерно трёхсотлетней давности. А те, в свою очередь, восходят к средневековым трактатам о здоровье человека. И вот здесь уже нужно обладать медицинской или исторической квалификацией нешуточного калибра. Хотя бы для того, чтобы распознать среди средневековых методов лечения по-настоящему опасные. Те, которые гарантированно и очень быстро могут свести в могилу.
Античное наследие
Чисто формально средневековые медицинские трактаты повествуют ровно о тех же самых вещах, что и современная литература. В них поднимаются вопросы профилактики, гигиены, диагностики, прогностики, лекарственной терапии, диеты и хирургии, а также медицинской теории. Но есть существенный нюанс – научная база. Нынешняя практика опирается на клеточную теорию, на биохимию, на современную анатомию, патологию и физиологию. Средневековая же практика основывалась на античной базе. Прежде всего на анатомии.
В общем, она была не так уж и кошмарна. Разумеется, там были явные и даже комичные неточности. Скажем, всерьёз утверждалось, что костей в человеческом организме насчитывается 219, хотя на самом деле их там 206. Не менее серьёзно говорили о стоматологических отличиях мужчины от женщины – у последних насчитывали положенные 32 зуба, а вот у мужиков почему-то только 30.
В остальном же античная научная база была вполне пригодна для практики. Именно этим объясняются «чудеса» арабской средневековой медицины. Мусульмане, захватившие солидную часть Византии и всю Персию, получили вместе с территориями непрерывно развивавшуюся эллинистическую медицинскую школу. И у них хотя бы на первых порах хватило ума отнестись к этому культурному наследию бережно.
Чего не скажешь о европейских реалиях. Ровно то же самое античное наследие в условиях целой череды варварских нашествий и перманентной войны всех со всеми со временем превратилось в нечто, чудовищно далёкое от реальной медицины. К тому же вся эта радость была щедро приправлена церковными изысканиями вроде: «Все болезни – суть козни диавола». Что получилось в результате, прекрасно показывает небольшой фрагмент из капитального труда Усамы ибн Мункыза «Книга назидания». Этот арабский писатель XII столетия и участник сражений с крестоносцами получил неплохое образование, поскольку был сыном правителя сирийской крепости и провинции Шейзар.
Исламский прорыв
Дело было будничное и нестрашное: знатнейший из крестоносных владетелей граф Триполитанский пригласил сирийца-врача – один из рыцарей страдал гнойным нарывом на ноге, а придворная дама графа болела сухоткой. Врач прибыл, прописал рыцарю припарки, а даме диету. Оба пошли на поправку, но тут из Европы явилось медицинское светило, или, как его назвал Усама, «прославленный врач франков». Далее со слов самого сирийца: «Франк сказал, что не следует отдавать лечение в руки мусульман. Он прогнал моего врача. Потом заявил, что нарыв на ноге смертелен, и спросил рыцаря, хочет ли он жить с одной ногой или умереть с обеими. Тот ответил, что хочет жить, и согласился на ампутацию. Франк положил ногу рыцаря на бревно и велел ударить по ней топором. Со второго раза кость поддалась, мозг из неё вытек и больной умер. О женщине же он сказал, что в голову к ней вселился дьявол, а потому велел её обрить, сделал на голове крестообразный надрез, сорвал кожу, обнажив черепные кости, и сказал втирать в рану соль. Женщина тут же умерла».
Впрочем, идеализировать исламскую медицину тоже не стоит. Часто даже самые сведущие доктора, которые могли похвастать высоким процентом выживших пациентов, применяли сомнительные методы. Как, например, в другом случае, что описал Усама ибн Мункыз: «Врач Юханна ибн Ботлан был знаменит своей опытностью. Один человек пришёл к нему, когда он был в своей лавке в Алеппо. У этого человека пропал голос, и его едва понимали, когда он говорил. «Каково твоё ремесло?» – спросил его ибн Ботлан, и больной ответил: «Я делаю сита из конского волоса». – «Принеси мне полритля (около 215 граммов) крепкого уксуса», – приказал врач. Больной выпил и изверг с уксусом много грязи. После этого его горло прочистилось и голос восстановился. Ибн Ботлан сказал тогда своему сыну и ученикам: «Не лечите никого этим лекарством, вы убьёте больного. В пищеводе этого человека задержались частички пыли из сита, и ничто не могло их извлечь, кроме уксуса».
Можно видеть, что очень многое зависело прежде всего от личных качеств доктора – его наблюдательности, смекалки и осторожности. Чего нельзя сказать о современных адептах «естественных» и «народных» средств, которые легко могут заставить отчаявшегося человека пить уксус просто по той причине, что так делали в древности.
Этот путь весьма опасен, поскольку часто мотивы к назначению тех или иных лечебных мероприятий в Средневековье не имели никакого отношения к медицине. Более того, бывало, что целесообразность этих мероприятий утверждалась из корыстных соображений.
Цена крови
Скажем, такой популярный метод лечения, как кровопускание. То, что оно было чрезвычайно модным на протяжении чуть ли не семисот лет – с XI по XVII вв., – известно всем и каждому. По этому поводу принято зубоскалить – дескать, вот каков был научный уровень медицины «дремучего Средневековья». И редко кому приходит в голову отследить феномен возникновения этой самой моды.
А началась она в западноевропейских монастырях. И, в общем, вполне невинно. Процедура minutio sanguinis, то есть «умаление крови», в полном соответствии с античными канонами считалась умеренно оздоравливающей. Обычно её проводили дважды в год – весной и осенью. Своего рода диспансеризация: вместо хождения по докторам отвори себе в профилактических целях кровь и живи спокойно. Так оно и было. До поры.
Пора наступила, когда в уставах некоторых монастырей нашли любопытную лазейку. Те, кому отворили кровь даже в ходе общей «диспансеризации», считались больными. И им полагались некоторые бонусы. Например, освобождение от всенощных бдений сроком от двух дней до недели. Тем, кто дал обет молчания, разрешалось говорить. Тем, кто проходил послушание тяжким трудом, разрешалось пребывать в праздности. И всем подряд полагалось усиленное питание. Поначалу просто сладкое вино и пшеничный хлеб. Но достаточно было и этого.
Мало-помалу особенно грамотные монахи целого ряда монастырей вкусили все прелести этой процедуры. Даже в конгрегациях строжайшего камальдолийского устава, приверженцы которого только и делали, что умерщвляли плоть, после кровопускания полагались оладьи со сливочным маслом, жареная рыба, овощной суп и варёное мясо. В бенедиктинском аббатстве Клюни – яичница, несколько видов сыра и три перемены жаркого: баранина, говядина, свинина. В конгрегации святого Виктора – жареный цыплёнок утром, гусь на двоих в полдень, и опять-таки цыплёнок на вечер. В монастыре Сен-Витон вообще разворачивалась какая-то кулинарная вакханалия – на первый день после кровопускания выдавалась «лёгкая» смесь – вино, взбитые яйца и топлёное свиное сало. На второй и на третий – яйца, жареные угри, щука с чёрным перцем и уксусом, а к ужину – вафли с паштетом и тройная порция вина.
Со временем пришлось вводить особые правила, ограничивающие количество кровопусканий, положенных рядовому монаху. Когда не помогло и это, в середине XIII в. особым папским указом монастырской братии запрещается не то что кровопускание, но и обучение медицине вообще.
Однако было уже поздно. То, что стало популярным среди духовных лиц, проникло и за стены монастырей. Включился обезьяний эффект – всем захотелось подражать самым продвинутым и образованным людям своего времени. Кровопускание надёжно вошло в арсенал самых действенных методов лечения. Потребовались долгие годы и усилия поколений медиков, чтобы изгнать его из реестра одобряемых процедур.
Впрочем, огульно шельмовать средневековую медицину тоже, наверное, не следует. Часть методов, которые применялись тогда, весьма эффективно используются и сейчас. Какие это методы и почему они иногда применяются не совсем так, как предполагали доктора пятисотлетней давности, поговорим в следующий раз.