Примерное время чтения: 11 минут
1702

Тираж пошел по рукам. Игорь Крылков — художник, который нарисовал деньги

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18. Самая опасная профессия 29/04/2020
Игорь Крылков.
Игорь Крылков. Commons.wikimedia.org

Его работы известны многим поколениям россиян. Его «картины» есть у каждого из нас. При этом фамилию автора почти никто не знает. Год назад ушел в другой мир Игорь Крылков, 58 лет рисовавший деньги на Гознаке.    

Стать художником он мечтал с детства. Занимался в студии при московском дворце пионеров, брал частные уроки. После школы планировал поступить в художественное училище. Война нарушила планы.

Вместе с мамой Игорь эвакуировался на три года в Йошкар-Олу. Даже поработал там на заводе фрезеровщиком… Когда решили возвращаться домой, оказалось, без спецпропуска нельзя. Чтобы избежать проверок, Крылковы доехали до подмосковной станции, после чего пересели на электричку. Приключения были впереди.

«Отправлю на лесоповал!»

Однажды по дороге из столовой Большого театра (бабушка Игоря, работавшая билетером, иногда отдавала ему свои талоны на обед) Игоря остановил милиционер. Время суровое, а парень без пропуска и без работы! «Смотри, отправлю на лесоповал!»  пригрозил страж порядка. 

Игорь сунулся в мастерские Большого, но там вакансии для подмастерья не нашлось. Работавший в Минфине дядя предложил: «Хочешь, чтобы тебя на Гознаке посмотрели? Там вроде нужны ученики…»   

На лесоповал 16-летнему мальчишке не хотелось. И целую ночь он старательно рисовал агитку на злобу дня: «Смерть немецким оКупантам». В кабинете замдиректора предприятия плакат внимательно рассмотрели, после чего вынесли вердикт: «Талант у тебя, видно, есть. А вот с грамотностью беда»…

Беда была небольшой. Главное  способности парня заметили. И отправили учиться к легенде Гознака Ивану Дубасову, главному художнику предприятия и автору герба СССР.

Как угодить Сталину

Вовсю шла подготовка к реформе 1947 года  во время войны в Союзе появилась масса поддельных купюр, нужно было думать о новых. Но народу знать об этом раньше времени было не положено. Все делалось под грифом «совершенно секретно». 

Каждый эскиз ложился на стол Иосифа Сталина. Тот долго вертел в руках «банкноту» (художники рисовали ее в натуральную величину). Если нравилась  ставил на ней красным карандашом жирную галку. Но случалось это нечасто  огромное количество набросков находили приют в ящиках письменного стола художника. Даром что на изготовление одной банкноты тратилось порой до двух с половиной месяцев. Наброски делались карандашом, после чего все отрисовывалось акварелью, гуашью. Тончайшими кисточками. Под лупой. Но главное  идея. Попробуй придумай то, что одобрит суровый вождь. Художники ночами не спали  времени до реформы было немного, а Сталин зарубал одну идею за другой. Этнография (народы СССР), военная тема, портреты известных людей. Угодить было невозможно… 

В какой-то момент Дубасов даже предложил изобразить на банкнотах самого Иосифа Виссарионовича. Но тот категорически отверг это предложение. И вдруг спросил риторически: «А чем плохи царские деньги?» Вопрос был понят как руководство к действию. Так появилась серия с гербом СССР на мелких купюрах и с Лениным  на крупных. 

Рубль рыжего цвета стал дипломной работой Игоря Крылкова. Год ускоренного спецкурса у Дубасова пролетел незаметно. И неважно, что лицевую сторону рисовал учитель, а ученику достался лишь оборот. Многие ли могут похвастать тем, что в 17 лет собственноручно изготовили настоящую купюру?! В марте 1945-го, за два месяца до окончания войны, Игорь Крылков праздновал свою победу  его зачислили на Гознак художником-графиком. А спустя два года в оборот вошли купюры, в том числе нарисованные им…

«Работать приходилось по 12 часов, без выходных, праздников и отпусков,  вспоминал спустя годы Крылков.  В бригаде было четыре художника, в том числе Дубасов и я, плюс два гравера».

Рекорд хрущевских купюр

Сталинские деньги «ходили» 14 лет. А пока не нужно было рисовать советские банкноты, художники Гознака помогали дружественным странам, разрабатывая дизайн денег Чехословакии, Болгарии, Румынии, Германии.  

В 1958-м Крылков нарисовал первый билет денежно-вещевой лотереи. Одновременно шла подготовка к очередной реформе. Теперь Игорь Сергеевич сам руководил бригадой по разработке купюр. В начале 1961 года появились желтый «рубль», зеленая «трешка», голубая «пятерка», красная «десятка»… Это было коллективное творчество художников Гознака. Рекордные три десятка лет народ пользовался хрущевскими банкнотами. И не думал, что однажды им придет конец… Да еще какой!

После 1961-го же художникам строжайше запретили делать эскизы банкнот СССР, чтобы, не дай Бог, не появились слухи об очередной реформе. Руководство страны очень боялось паники, переживало, что люди начнут сметать все с прилавков…

Впрочем, без дела Крылков никогда не сидел. Самый востребованный художник эпохи СССР (на финансовое состояние этот факт, правда, не сильно влиял), Игорь Сергеевич стал также автором дизайна важных государственных документов: паспорта СССР, свидетельств о рождении и браке, аттестата зрелости… Была даже такая работа у художников денежной фабрики  придумать новую форму для армии…

Рисовал Брежнева и целовал Кармаля

В застойные времена здесь выполняли заказы КПСС, Минобороны, других ведомств. Разрабатывался дизайн поздравлений от имени председателя Совмина СССР, приглашений на кремлевскую елку, макетов юбилейных медалей. И даже образцов нового партбилета. № 1 был изготовлен на имя В. И. Ленина. № 2 был вручен Л. И. Брежневу.

Но однажды Крылкову поручили суперответственное задание  сделать портрет к 70-летию дорогого Леонида Ильича. Художник на неделю заперся дома и по фото сделал акварельное изображение Брежнева. Отправили работу первому секретарю Московского горкома КПСС Гришину. А через пару дней  звонок: «У нас неприятность. Портрет немного испортили…» Приезжает Крылков в горком, а на его портрете надпись цветными фломастерами: «Дорогому дедушке Лене от Дашеньки Гришиной». Как художник не упал замертво, одному Богу известно… 

Через несколько лет оплошность допустил сам Крылков. Вообще-то он считался невыездным, заграничные командировки с делегацией Гознака были редкими. Но тут назначили встречу с Бабраком Кармалем  председателем народно-демократической партии Афганистана. По его просьбе Гознак разрабатывал не только деньги страны, но также герб, флаг, партийную эмблему. По протоколу следовало поцеловаться. Ну, Крылков от души и чмокнул Кармаля в обе щеки. Даже охранники рассмеялись. Потом уже ему сказали: мусульмане, прикладываясь друг к другу, целуют только… воздух.

«Фантики» Павлова, ваучер Чубайса

Практически в одиночку трудился Игорь Крылков над павловскими (Валентин Павлов  премьер-министр СССР) 50- и 100-рублевками, которые народ быстро обозвал «фантиками». Каждую неделю художник выдавал по эскизу. 

После распада страны нужно было еще и новые символы искать. Ленина-то с денег наконец убрали. Выход нашелся в виде российского триколора над Кремлем. «Надо было увеличивать номинал купюр, делать новую защиту. И все в спешке, мы тогда с коллегой Тимофеевым работали», — рассказывал в интервью Игорь Сергеевич. 

В 1992-м появился новый заказ  приватизационный чек, или ваучер. Крылков тогда пять вариантов предложил. Чубайс утвердил эскиз с Белым домом. И вот тогда, единственный раз в жизни, художник впервые позволил себе маленькое хулиганство, спрятав свои инициалы «ИК» среди узоров. Вот интересно: а если бы кто под лупой разглядел? В Центробанк и Гознак ведь регулярно приходят жалобы граждан, недовольных дизайном денег.

В 1990-е возмущались 50-тысячной купюрой с Санкт-Петербургом: «Зачем усадили на деньги Парамонову (она тогда исполняла обязанности председателя ЦБ)?» А это было символическое изображение Невы. Кричали о 100-тысячной банкноте с Большим театром: «Как же надо ненавидеть свой народ, чтобы изобразить на деньгах место сбора голубых! С голым мужиком в придачу!» Хотя голый мужик — Аполлон, а греческие боги штанов не носили. 

Это была совершенно непохожая на прежние серия дензнаков, придуманная в 1995-м Крылковым и «за глаза» названная «От Москвы до самых до окраин». Дизайн получился удачным, и в период деноминации от него отказываться не стали  просто сократили нули. Тема-то неисчерпаемая. Игорь Сергеевич предположил, что продержится она долго. Хотя народные претензии посыпались сразу, как только банкноты пошли по рукам. 

Одни приписали идею известному фальшивомонетчику Баранову. Другие говорили, что к заказу причастна РПЦ, раз теперь и на деньгах храмы. Третьи находили в рисунках мистические символы. А ведь чтобы выйти на эту тему, сколько других надо было отвергнуть! На Гознаке думали о персоналиях российской истории. Но оказалось, достойных нет (имперские «Катя» и «Петр»  не в счет).  Чайковский, Глинка… Все были забракованы. Только Пушкин как будто без греха. Но ведь одного мало!

Художника может обидеть каждый

Достопримечательности страны казались беспроигрышным вариантом. К чему тут придираться? Критики нашли к чему.  

Особенно досталось 500-рублевке с Соловками и Архангельском. Гознак завалили жалобами: как можно изображать на деньгах СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения), почему храмы без куполов и крестов (шла реставрация монастыря, и других фото у художника не было)? Мэр Таганрога и вовсе собирался подать на Гознак в суд, ведь памятник Петру I стоит не в Архангельске, а в его городе. Даром что Антокольский сделал скульптуру для Петергофа, а потом копии  для Архангельска и Таганрога. 

Подлили масла в огонь и любители истории, указав автору на то, что морской парусник никогда не приближался к России  это аргентинский корабль «Либертад». Оказалось, первоначально на купюре был современный теплоход. Но ЦБ «зарубил» его как противоречащий концепции. Нужно было срочно искать фото парусника. А вот проверять, заходил ли он в порт Архангельска, Игорь Сергеевич не стал… 

Пришлось Крылкову и судиться. Да не с кем-нибудь, а со вдовой уважаемого скульптора Олега Комова, придравшейся к 1000-рублевке с памятником Ярославу Мудрому. К счастью, нарушения авторских прав в изображении достопримечательности Ярославля суд не нашел.

За плодотворную деятельность Крылков был удостоен звания заслуженного художника РСФСР и нескольких медалей. С 1989 по 2002 гг. занимал должность главного художника Гознака. При этом в Союз художников его не приняли. А его творчество осталось анонимным. Хотя и широко известным  нарисованные им банкноты и сейчас в кошельке каждого россиянина. Такая ирония судьбы. 

К последним купюрам  200 и 2000 рублей, выпущенным осенью 2017-го,  90-летний Игорь Крылков отношения уже не имел. На них попали Дальний Восток и вернувшийся в Россию Севастополь. Какие достопримечательности удостоятся изображения на новых банкнотах, знают ЦБ и Гознак. Но, как и раньше, эта информация держится в строжайшем секрете. Особенно сейчас… 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах