Сваха на Руси была «деловым центром»: она была в курсе, кто в окрестностях из молодых людей холост, а из девушек — на выданье, насколько состоятельны в материальном плане потенциальные женихи и невесты.
Перестарка в 18 лет
«Правильная» сваха никогда не рассказывала сразу, кем она «заслана».
По обычаю с хозяевами сперва нужно было обсудить местные новости, погоду, урожай. Впрочем, и дальше напрямую считалось неприличным говорить. Поэтому прибегали к аллегориям. Замечали: «Хотим купить тёлочку для нашего телка» или «Ищем овечку. У вас не заблудилась?»
Свахи традиционно обладали ловкостью и умением убеждать: «на свашенькиных речах, как на санях, — хоть садись, да катись», «никто против свахи не соврёт». Нужно было достойно подать, а порой и преувеличить плюсы молодых людей и девиц, а о минусах — умолчать... К особенному красноречию свахам приходилось прибегать, когда они пытались пристроить перестарку, вековуху (засидевшуюся в девках девицу) или бобыля (молодого человека, который долго не женится). Отсюда все пословицы и поговорки: «сваха чужие грехи на душу принимает», «одна только сваха за чужую душу божится».
К слову сказать, в XIX веке среди крестьян «перестаркой» называлась девушка 18 лет, а «вековухой» — старше 20. Бобылём молодой человек становился в 20. Впрочем, и средняя продолжительность жизни у крестьян тогда была 35-40 лет. У свах была масса примет. Например, перед тем, как отправиться на сватовство, связывали поясом ножки стула. Считалось, что так «свадьба будет лучше вязаться». А в Курской губернии хорошей приметой считалось связывание кочерги и метлы. Приходя в дом невесты, сваха садилась на лавку напротив двери так, чтобы ноги её находились на половице, которая вела к выходу. Считалось, что так невеста быстрее удачно выйдет замуж и уедет в дом мужа.
А как всё происходило Москве?
«Дворяне не считали правильным обращаться к свахам, — рассказывает научный сотрудник Музея Москвы Лариса Скрыпник. — Хотя отчаявшаяся мать-дворянка тоже могла приехать к свахе, чтобы та дала хотя бы какую-то информацию о возможности пристроить дочь, о знакомых приличных холостяках. Но в основном в Москве свахи были распространены в купеческой среде. В купеческом Замоскворечье этих свах было очень много. К ним относились с большим уважением, потому что они давали возможность составить хорошую партию для купеческих дочерей.
Купцы были людьми верующими, у них были очень строгие правила поведения и чёткие представления о том, что прилично, а что нет. Поэтому смотрины для купеческих детей свахи часто устраивали в церквях. Родители, приходя на службу, могли посмотреть, кого их детям подыскали в качестве жениха или невесты.
Забавный случай произошёл после открытия Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Третьяков стал пускать туда полюбоваться прекрасными картинами всех желающих. Служители рассказали Павлу Михайловичу, что приходила очень ярко одетая женщина и спросила, всех ли пускают в эту галерею и можно ли здесь проводить столько времени, сколько захочется. Ей ответили, что да, конечно, можете приходить.
И служители стали замечать, что эта дама приходит в сопровождении пожилых и молодых людей. Они ходят по галерее, но на картины не смотрят, а всё что-то между собой разговаривают. Это ужасно удивляло работников Третьяковской галереи, пока они не разузнали, что это сваха, которая хотела в приличном месте свести будущих жениха и невесту и их родителей. Так что для купцов Третьяковская галерея была местом, где проходили устроенные свахами смотрины, а вовсе не прекрасным музеем, где можно наслаждаться искусством».