Судьба этого прославленного правителя могла оказаться совсем иной, если бы в 1366-м он не выбрал себе в супруги 13-летнюю суздальскую княжну. Набожную, кроткую и сильную духом.
О супруге этой женщины знает каждый россиянин. Но, если спросить на улице прохожих, на ком был женат Дмитрий Донской, выигравший Куликовскую битву, мало кто ответит правильно. Потому что всю свою жизнь княгиня Евдокия (1353-1407) провела не как «первая леди», требующая прославления, а истово служа вере и Отечеству.
Выше наследника
Брак между молодыми людьми был заключён по политическим мотивам, но стал для них утешением и радостью. Радостью - потому что их любовь была взаимной, а утешением - потому что годы их совместной жизни сопровождали беды, словно испытывавшие Московское княжество на прочность.
Ещё до свадьбы город был фактически уничтожен «великим пожаром». И молодожёны отстроили его белокаменным. Потом пришла моровая язва, и Евдокия принимала самое непосредственное участие в судьбе сирот. Затем Москву осадил литовский князь Ольгерд. А потом была вынужденная поездка Дмитрия в Орду, и Евдокия знала: вероятность того, что её мужа убьют, высока как никогда. Но, несмотря на то, что она тревожилась за супруга, под её рукой княжество пребывало в полном порядке. Если же говорить о Куликовской битве, то многие православные уверены: молитвы княгини, которые она возносила Богу в храме Архистратига Михаила, внесли свою лепту в победу над врагом.
«Их супружество не омрачалось ничем, помимо тяжёлой вооружённой борьбы, которую приходилось вести Дмитрию Ивановичу с Литвой и Ордой, - пишет российский историк Дмитрий Володихин. - Изнемогая в этом противостоянии, князь находил отдохновение и поддержку в своей жене. До наших дней дошло завещание Дмитрия Донского от 1389 года. По его тексту видны и большая любовь князя к жене, и огромное доверие к ней. Доселе ни одна женщина не получала столько власти на Москве. Завещание Дмитрия Донского сделало его вдову крупным политическим деятелем, во многом поставило выше его наследника - Василия I».
Общерусская столица
Выполняя последнюю волю своего мужа, княгиня не ушла в монастырь, а продолжала трудиться на благо Отечества. И преуспела в этом. «Первоначально Москва была только политическим и религиозным центром. В культурном отношении она уступала и Владимиру, и Суздалю, и даже Ростову. Только благодаря усилиям ряда великих княгинь, в первую очередь жены Дмитрия Донского Евдокии Дмитриевны, в городе появились замечательные постройки, храмы и терема, украшенные великолепными живописными произведениями - фресками и иконами, - уверена ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Людмила Морозова. - Приглашённые княгиней известные иконописцы Феофан Грек, Семён Чёрный, Андрей Рублёв, Даниил Иконник, Прохор из Городца расписали кремлёвские храмы и создали шедевры иконописного искусства, прославившие Москву. Это превратило город в общерусскую культурную столицу».
Дни памяти княгини Евдокии - 30 мая (день принятия Евдокией пострига) и 20 июля (день её кончины, в монашестве княгиня провела всего несколько недель). И, любуясь старинной Москвой, вспомните о святой, посвятившей нашему городу всю свою жизнь.
«А вы, дети мои, живите заодно, а матери своей слушайтесь во всем; если кто из сыновей моих умрет, то княгиня моя поделит его уделом остальных сыновей моих: кому что даст, то тому и есть, а дети мои из ее воли не выйдут. Если отнимет бог сына моего, князя Василия, то удел его идет тому сыну моему, который будет под ним, а уделом последнего княгиня моя поделит сыновей моих. А который сын мой не станет слушаться своей матери, на том не будет моего благословения»
Из духовного завещания Дмитрия Донского
СтоЛИЧНОСТЬ №5 (78), 24 мая 2016
Издается ЗАО «Аргументы и Факты»