105 лет назад, 24 сентября 1920 года, в швейцарском городе Лозанна умер человек по имени Петер Карл. На первый взгляд — ничего особенного. Как говорится, «мало ли в Бразилии Педров? И не сосчитаешь!» Но то был случай особый — людям такого уровня счёт ведут по пальцам. И в те годы хватало трёх. Первый палец — Тиффани. Второй — Картье. И третий — как раз наш Петер Карл, фамилия которого была Фаберже.
Три абсолютных мировых лидера производства и продажи ювелирных изделий. Три законодателя ювелирной моды. Три страны, которые «делают погоду» на ювелирном рынке: Тиффани — в США, Картье — во Франции, и Фаберже — в России. И надо ещё как следует подумать, кому в этой триаде принадлежит первое место. Не исключено, что именно Фаберже — иметь в коллекции изделие этой фирмы всегда было признаком престижа, а за некоторыми вещицами даже шла настоящая охота.
О причинах этого говорил сам Карл Фаберже в начале 1914 года, когда с ним встретился корреспондент журнала «Столица и усадьба»: «Понятно, если сравнивать с моим делом такие фирмы, как „Тиффани“, „Картье“, то у них, вероятно, найдётся драгоценностей больше, чем у меня... У них можно найти готовое колье в 1 500 000 рублей... Но ведь это торговцы, а не ювелиры-художники! Меня мало интересует вещь, если её цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчугов».
О том, чем именно славен Фаберже, знал даже простой народ. Ну, не то чтобы весь. Но те, кто имел отношение к камнерезному, например, ремеслу, знали неплохо. И, что самое любопытное, говорили о Карле Густавовиче не без уважения, свидетельство чему — уральский сказ «Железковы покрышки», обработанный Павлом Бажовым: «У царей, известно, положение было: про всякий чих платок наготовлен. По подарочным делам у них был француз Фабержей. В своем деле понимающий...»
Тут может обескуражить национальная принадлежность «Фабержея» — всем ведь известно, что Петер Карл был сыном остзейского немца Густава, который родился в Пярну, а умер в Дрездене. Но это как раз тот случай, когда народ зрит в корень. Вернее, в корни фамилии Фаберже — они действительно восходят к французским протестантам, которые бежали от религиозных преследований в Германию ещё в XVII столетии.
Разбирался народ и в том, что именно вознесло Фаберже над всеми остальными. В уральском сказе говорится так: «Призывает этого Фабержея царь и говорит: так и так, надо царице к такому-то дню приготовить дорогой подарок, чтоб всем на удивленье. Фабержей, понятно, кланяется, только тут дело вышло непростое. Брильянтами да изумрудами и другими дорогими камнями царицу не удивишь, коли у ней таких камней полнёхонек сундук набит, и камни самого высокого сорту...»
В реальности было немножко иначе, но суть не меняется. Дело в том, что когда Карл Фаберже начал работать в ювелирной фирме своего отца, та звёзд с неба не хватала. В течение 20 лет — с 1865 по 1885 гг. — её продукция представляла собой именно то, что сейчас называется «дорого-богато». Франц Бирбаум, главный мастер и художник фирмы Фаберже, описывал продукцию так: «Неуклюжие золотые браслеты, модные в то время, броши и медальоны с цепочками и застёжками. Они украшались камнями и эмалью, их образцы до сих пор можно увидеть на старых рисунках фирмы...»

А параллельно с 1867 года он бесплатно работает в Отделении древностей и драгоценных вещей Императорского Эрмитажа, занимаясь «реставрацией изделий с серьёзными повреждениями». То, что случилось впоследствии, показало — эта бесплатная работа стала самым лучшим вложением, которое Карл Фаберже сделал за всю свою жизнь.
Как раз в те годы раскручивается маховик интереса к археологии. Что неудивительно — Генрих Шлиман начинает раскопки Трои в 1868 году, в 1873 году открывает «Клад Приама», а в 1877 году вскрывает «Царские гробницы» в Микенах. Сенсации мирового калибра — многие поколения европейцев росли на изучении и зубрёжке «Илиады» Гомера, но были уверены, что всё это миф, легенда, талантливо рассказанная небылица. А тут одним махом вываливаются материальные подтверждения тому, что всё это чистая правда...
Но только очень умный и проницательный человек мог бы догадаться ковать железо, пока горячо. Или, вернее, лить золото. Карл Фаберже был именно из таких. Да, он работал в Эрмитаже бесплатно в течение 15 лет. Но взял своё одним махом, представив на Всероссийской промышленно-художественной выставке новую коллекцию изделий и распихав, затмив, уничтожив 188 (!) ювелирных фирм-конкурентов.
Секрет его коллекции был прост, но гениален. Вот как о нём писал журнал «Нива»: «Всем известна бедность, банальность, нынешних форм, когда художественная сторона уступила место одному богатству. И действительно — отнимите у теперешних украшений драгоценные каменья, с их блеском и роскошными переливами всех цветов радуги — что останется? В среде ювелиров наконец нашелся человек, вознамерившийся поставить дело на прежнюю высоту. Мы говорим об известном петербургском ювелире Фаберже... В витрине Фаберже более всего заслуживает внимания коллекция копий с древнегреческих золотых вещей, найденных в Керчи и хранящихся в Императорском Эрмитаже... Государыня осчастливила Фаберже покупкою у него пары запонок с изображением цикад, которые по верованию древних греков приносили счастье. Как видим, господин Фаберже открывает новую эпоху в ювелирном деле».
Да, именно так. Залогом успеха и небывалого взлёта Фаберже стали интерес к археологии и ювелирные украшения из скифского кургана Куль-Оба, раскопанного ещё в 1830 году. К своему стилю Карл Густавович придёт потом, на рубеже веков. И всегда у него художественный замысел будет преобладать над стоимостью материалов — этому он научился у скифских и древнегреческих мастеров.
Роскошь вне времени. Уникальные работы Карла Фаберже
Роскошь вне времени. Уникальные работы Карла Фаберже