Морские путешествия многих пугают: страх перед водной бездной присущ людям, большую часть времени проводящим вдалеке от морей. Мрачная тень «Титаника» бередит души обывателей.
Чехословацкие корабли для нужд Советского Союза
Река — дело иное. Кажется, что здесь ничего страшного произойти не может. Ведь до берега, как правило, рукой подать. А на берегах — люди, всегда готовые прийти на помощь.
10 июля 2011 года показало, что нет ничего вреднее иллюзий. Немыслимая трагедия разыгралась посреди Куйбышевского водохранилища.
В 1950-х годах Советский Союз озаботился вопросом оснащения речных маршрутов (как транспортных, так и туристических) новейшими теплоходами. Заказ отдали дружественной Чехословакии, которая начала производство кораблей проекта 785 «Россия» на верфях Комарно. К 1958 году были построены 36 таких судов, которые получили названия в честь союзных республик, географических объектов и известных личностей.
С названием «Украина» дело как-то не задалось. Первый теплоход с таким названием, переданный Донскому речному пароходству, сгорел на Дону уже через год. Советские ответственные лица суевериями не страдали, и поэтому теплоход улучшенной модификации, законченный в Комарно в 1955 году, снова назвали «Украиной».
Первые годы «Украина» работала в составе Волжского речного пароходства, базируясь в Горьком, а затем ее перевели в состав Камского речного пароходства, где судно трудилось до своих преклонных лет.
«Они у вас еще плавают?»
К началу 2000-х ветеран речных трасс заслужил выход на пенсию. Но в реальности вместо этого «Украина» продолжала метаться от одного арендатора к другому. Когда случилось непоправимое, в Комарно (теперь это уже независимая Словакия) отправили запрос: как давно к ним обращались по поводу капремонта теплоходов проекта «Россия»? Словаки искренне изумились: «Они у вас еще плавают?» А потом, подняв архивы, выяснили, что в последний раз теплоходы проекта 785 на месте их строительства ремонтировали во времена московской Олимпиады.
Русский бизнес, бессмысленный и беспощадный: желания вкладывать деньги в строительство новых теплоходов ни у кого не было, поэтому выжимали последнее из «старичков», латая их на месте. Образно говоря, лепили из того, что было, лишь бы деньги шли.
В 2010 году «Украину» переименовали в «Булгарию», определив на круизный маршрут Казань — Болгар — Казань. Городище на месте столицы некогда величественной Волжской Булгарии привлекает туристов, тем более что круиз из Казани не является слишком длительным.
Деньги не пахнут
Летом 2011 года ООО «Бриз» передало «Булгарию» в субаренду казанскому ООО «АргоРечТур», возглавляемому Светланой Инякиной. То, что теплоход находится в состоянии, близком к коллапсу, видели все. Но, когда на горизонте показывается прибыль, кажется, что не все так страшно.
Под русский авось собрали команду, члены которой верили, что и в этот раз пронесет. И началась бойкая продажа билетов.
Те, кто брал билеты на круиз на «Булгарии», отдавали себе отчет, что относительная дешевизна путешествия комфорта не предполагает. Но вряд ли кто-то думал, что это касается не только условий размещения, но и вопроса безопасности. Хотя явный крен «Булгарии» у причала, конечно, не вдохновлял. Но люди наивно полагали: если судно отходит от официального причала, а не выбирается из камышей, то и вопросы безопасности строго контролируются.
В тот роковой рейс отправилось много семейных пар с детьми и беременных женщин. Для многих круиз в Болгар был заменой полноценному путешествию, которое по тем или иным причинам не получилось совершить. На борту собрался 201 человек: пассажиры и члены экипажа.
Одни приглашали родных и друзей отметить в круизе семейный праздник, другие делали сюрприз ненаглядным детям и внукам.
Вода ворвалась через открытые иллюминаторы
Несмотря на обшарпанные стены и общее неудовлетворительное состояние теплохода, отдыхающие старались веселиться как могли. Те, кто помоложе, иронизировали над «Булгарией» и даже фотографировались в образах возлюбленных из фильма «Титаник». Знали бы они в этот момент, что до собственной трагедии остается всего несколько часов.
До Болгара добрались с грехом пополам. Экскурсия заставила забыть о негативном впечатлении, но сильно вымотала: приходилось много ходить пешком. Некоторые из пассажиров едва не опоздали к возвращению в Казань. Вернувшись на борт, люди отправлялись в каюты отдыхать.
10 июля 2011 года на Куйбышевском водохранилище была отвратительная погода: дождь, гроза, сильный ливень. И без того проблемная «Булгария» начала зачерпывать воду иллюминаторами правого борта.
Все происходило слишком быстро. Из отчета Речтранснадзора: «Около 12:25 10 июля судно попало под воздействие сильного порыва ветра с левого борта, начался сильный ливень с грозой. В этот момент д/э „Булгария“ входил в левый поворот. Следует отметить, что при перекладке рулей влево все теплоходы приобретают дополнительный динамический крен на правый борт. При таком крене иллюминаторы правого борта вошли в воду, вследствие чего через открытые иллюминаторы за 1 минуту в отсеки судна поступило около 50 тонн забортной воды. Чтобы уменьшить площадь воздействия ветра на левый борт, капитан решил лечь курсом „на ветер“. Для этого рули были положены на 15° влево. В результате крен увеличился и суммарное количество поступающей в отсеки судна воды достигло 125 тонн в минуту. После этого все иллюминаторы и часть главной палубы правого борта погрузились в воду».
Минуты на спасение
Находившиеся внутри о грозящей опасности не знали. Поэтому те, кто, несмотря на погоду, оставался на палубе, бросались к каютам, чтобы вытащить своих близких.
«Булгария» погрузилась практически моментально, на спасение было всего несколько минут. О какой-то организованной эвакуации речи не шло.
Трагические истории, делившие самых близких людей на живых и мертвых, схожи: шли, крепко держась за руки, выбираясь наверх, и в этот момент попадали под мощный поток воды, ворвавшийся внутрь. Сила его была такова, что родители оказывались не в состоянии удержать детей. Малышей уносило внутрь гибнущей «Булгарии», выбраться откуда уже не было возможности.
Те, кто плавал лучше других, пытались помогать тонущим. Но в мутной воде что-либо разглядеть не представлялось возможным.
Вскоре на поверхности остались лишь спасательные плоты да шокированные люди, державшиеся за них и не верившие, что весь этот кошмар происходит наяву.
Мимо прошли два сухогруза, капитаны которых потом объясняли: на то, чтобы застопорить ход, развернуться и приступить к спасательной операции, у них ушло бы слишком много времени.
Боль, которая не уйдет
Спасением для уцелевших стал теплоход «Арабелла», капитан которого Роман Лизалин и возглавил спасательную операцию. Живыми вытащили из воды 79 человек. Для 122, включая 28 детей, это путешествие стало последним.
То, что происходило в тот день на причале казанского порта, местные до сих пор вспоминают с содроганием. Родные и близкие пассажиров «Булгарии» жадно цеплялись за новости, появлявшиеся невесть откуда. Говорили о том, что все спасены, потом — о том, что кого-то подобрали местные рыбаки, а кто-то сам доплыл до берега. Разум отказывался понимать, что десятки людей уже никогда не вернутся в родные дома.
Один из специалистов, работавших на подъеме «Булгарии», заметил, что эта операция была морально гораздо тяжелее, чем подъем затонувшей подводной лодки «Курск». «На „Курске“ не было погибших детей», — пояснил он.
Никакие компенсации, никакие принятые меры не залечат раны, нанесенные людям гибелью «Булгарии». У тех, кто потерял близких, жизнь разделилась на до и после. И кажется, что погибшие дети с фотографий смотрят на нас непониманием и удивлением: ну как же такое могло случиться?
Встать, суд идет!
Капитан «Булгарии» Александр Островский погиб вместе с судном. Остальные же ответственные лица не горели желанием каяться и признавать вину за случившееся.
Госпожа Инякина, отправлявшая теплоход в рейс, заявляла журналистам: «Это просто штормовое предупреждение и сильный ветер. В шторм попали, и залило трюма».
Впрочем, у компетентных органов было иное мнение. Светлану Инякину привлекли к ответственности, как и старпома «Булгарии» Рамиля Хаметова, главного государственного инспектора Казанского отдела Ространснадзора Владислава Семенова, старшего эксперта камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова и начальника Казанского отдела Ространснадзора Ирека Тимергазеева.
В 2014 году суд приговорил Инякину к 11 годам лишения свободы, Хаметова — к 6,5 годам лишения свободы, Семенова, Ивашова и Тимергазеева – к 5, к 5 и к 6 годам лишения свободы соответственно.
Оказавшись в СИЗО, Инякина вспомнила, что она мать-одиночка с двумя детьми, и стала отправлять прошения о смягчении своей участи. И ее услышали: срок даме сократили в связи с… амнистией в честь 70-летия Победы. Наверное, по закону все верно, но звучит это как форменное издевательство. Сократили сроки и другим фигурантам дела.
Виновница трагедии «Булгарии» вышла на свободу после «Зимней вишни»
Инякина вышла на свободу в сентябре 2018 года, стараясь не привлекать к себе внимания. Женщина изменила внешность: поговаривают, что она всерьез опасалась мести со стороны родственников погибших.
После гибели «Булгарии» грянул гром: начались тотальные проверки состояния речного транспорта. От тех, кто занимается водным туризмом, стали жестко требовать выполнения норм безопасности. На какое-то время выход в рейсы ржавых посудин стал невозможен.
Но осенью 2018 года, когда Инякина покинула пределы зоны, всем было уже не до «Булгарии». За полгода до этого во время пожара в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня» погибли 60 человек, 37 из которых были детьми.
Изучение обстоятельств дела «Зимней вишни» показало, что с соблюдением мер пожарной безопасности в российских торговых центрах творился форменный бардак. Такой же, какой до трагедии «Булгарии» был на речных судах.
Неужели для того, чтобы взяться за ум, нам всегда будет нужна большая беда?