Обсуждение вопросов российской истории частенько заканчивается настоящими скандалами. На сей раз острая полемика со взаимными обвинениями развернулась вокруг темы так называемого еврейского гетто в Москве.
«Дядья не могли жить в Москве. Если могли, то жили в гетто»
Поводом стала вышедшая в эфире радиостанции «Эхо Москвы» программа «Атака с флангов», участниками которой стали блогер-феминистка Лиза Лазерсон и журналист Олег Кашин.
В ходе обсуждения политических моментов текущего дня собеседники затронули тему выплат правительства Германии евреям, пережившим блокаду Ленинграда. Кашин заметил, что это не слишком этично: «Живут в коммуналке ленинградской в 42-м году две бабушки. Ну, нынешние бабушки, тогда — молодые женщины. Одну кошку делят пополам, кушают ее. Или не кошку, а соседа своего доедают. В итоге проходят годы, и приходит немецкое правительство и говорит: „Роза Соломоновна — молодец, вот ей 300 евро к пенсии, а Марь Иванна — нет, Марь Иванна пойдет покурит“».
Лазерсон возразила: «Очевидно, у бабушки-еврейки гораздо больше было проблем. Наверняка у нее меньшая пенсия... У нее было проблем больше на протяжении всей жизни».
С этого момента тема перешла к обсуждению того, существовал ли государственный антисемитизм в СССР или нет. Накал полемики становился все более острым, и вскоре госпожа Лазерсон заявила: «Олег, советские евреи, во-первых, в огромном количестве не могли жить в Москве, как ты знаешь. Просто мой папа — достаточно пожилой человек. Дядья не могли жить в Москве. Если могли, то жили в гетто».
«Какое гетто в Москве? О чем ты говоришь, боже мой? Какое гетто в Москве?», — поразился Кашин.
«На месте „Зарядья“ был огромный еврейский райончик. Еврейское гетто на месте того, что сейчас называется парком „Зарядье“, — настаивала Лазерсон.
«Нет! В Москве не было еврейского квартала никогда! Ну правда», — отрицал Кашин.
«Дама оказалась непроходимо тупа»
В сети развернулась бурная дискуссия относительно того, было ли еврейское гетто в самом деле. Официальный представитель МИД России Мария Захарова на своей странице в Facebook написала: «Завершилась полемика утверждением Лизы Лазерсон о том, что „советские евреи в огромном количестве не могли жить в Москве, а если жили, то в гетто“, «на месте парка „Зарядье“ был огромный еврейский райончик — еврейское гетто», «там жили еврейские купцы», «на месте „Зарядья“ было огромное количество еврейских трущоб». Олег Кашин рыдал на клавиатуре, понимая, что не дотянется до женщины в экране ни руками, ни интеллектуально. Он из последних сил пытался привести аргументы и воззвать к здравомыслию. За что был назван ведущим Максимом Курниковым «Петром Толстым и Марией Захаровой вместе».
Telegram-канал «Голос Мордора» отметил: «Дама оказалась непроходима тупа. Еврейское гетто в советской Москве — это, конечно, шедеврально. Самое потрясающее в истории с Лизой Лазерсон и „московским еврейским гетто“ то, что у этой абсолютно необразованной и глупой девочки целый еженедельный эфир на „Эхе Москвы“. И радиостанция, которая позирует себя как для „мыслящих интеллигентных людей“, спокойно к этому относится».
Так было ли еврейское гетто в Москве?
Все началось с Глебовского подворья
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, следует перенестись в XIX век, в период после Отечественной войны 1812 года. Существовавший в Зарядье район, где проживали состоятельные люди, полностью выгорел в результате знаменитого Московского пожара. Состоятельные погорельцы не стали строить новое элитное жилье для себя, а занялись постройкой домов, совмещенных с торговыми складами. Жилье в таких постройках сдавалось мастеровым и другому трудовому люду.
В 1826 году московский генерал-губернатор князь Дмитрий Голицын разрешил временно селиться в Зарядье прибывавшим в Москву еврейским купцам из Шклова и Орши. Для этого было отведено так называемое Глебовское подворье — дом действительного статского советника Глебова, переданный по завещанию городским властям.
Спустя тридцать лет любые ограничения на поселение евреев в пределах Москвы были сняты, однако Глебовское подворье и его окрестности превратились в своеобразный центр еврейской общины. В Зарядье обитали прежде всего те евреи, которые ревностно следовали вере и традициям предков.
К 1890 году в Москве проживало около 35 000 евреев. Глава Московского еврейского общества Лазарь Поляков обратился к генерал-губернатору Москвы князю Владимиру Долгорукову с просьбой о строительстве молельного дома и получил на это разрешение.
Как возник термин «гетто» и что он в действительности обозначает
В книге «Москва еврейская» можно найти отрывок из материала журналиста газеты «День» тех времен: «У нас на самом деле существует „китайская стена“, окружающая наше московское гетто — Зарядье. Здесь скромно приютилась в тесных, серых, грязных помещениях большая часть нашего еврейского населения. Евреи как будто сроднились с этой местностью, и русское население, так сказать, с ним сжилось и свыклось, не питая к ним никаких недружелюбных чувств. Еврейское население Зарядья состоит из мелких торговцев и ремесленников; слепая приверженность к старине, та же бедность и нужда с мелочными заботами, как в наших голодных северо-западных губерниях».
То есть слово «гетто» присутствует, однако оно не несет того угрожающего оттенка, знакомого по событиям Великой Отечественной войны.
Сам термин «гетто» появился в XVI веке в Венеции и относился к районам компактного проживания евреев как в принудительном, так и в добровольном порядке.
Московское еврейское гетто второй половины XIX века в Зарядье было как раз добровольным, хотя условия в нем, судя по свидетельству репортера, были, мягко говоря, неидеальными.
Как великий князь Сергей Александрович евреев изгонял
Однако начатая при императоре Александре III кампания государственного антисемитизма не оставила московским евреям и таких условий. Для начала было остановлено строительство синагоги. А затем началось выселение евреев из Москвы, наиболее активными сторонниками которого были обер-прокурор Святейшего синода Константин Победоносцев и новый московский генерал-губернатор, брат императора, великий князь Сергей Александрович.
В течение 1891-1893 годов по Высочайшему повелению из Москвы было выселено около 20 тысяч человек. Коснулось это в первую очередь беднейших слоев еврейского населения города.
После революции 1905 года, когда была провозглашена свобода вероисповедания, началась достройка Московской хоральной синагоги. Открытие ее состоялось в 1906 году. Ограничения на проживание евреев были сняты, однако к этому моменту район их компактного проживания в Зарядье практически исчез.
Великий князь Сергей Александрович был убит революционером Иваном Каляевым в феврале 1905 года, Победоносцева сняли с должности в октябре 1905 года. В 1907 году он скончался в возрасте 79 лет.
Никакого иного «еврейского гетто» на территории Москвы более не существовало.
О каком периоде говорила госпожа Лазерсон?
Госпожа Лазерсон, однако, говорила о гетто советских времен, хотя теперь это и отрицает: «Никакое советское гетто мы, конечно, в эфире не обсуждали». Она настаивает, что речь шла о существовании еврейского поселения в Москве вообще.
Здесь самое время напомнить феминистке ее же слова: «Олег, советские евреи, во-первых, в огромном количестве не могли жить в Москве, как ты знаешь. Просто мой папа — достаточно пожилой человек. Дядья не могли жить в Москве. Если могли, то жили в гетто».
Лазерсон 32 года, и папа ее отнюдь не 130-летний долгожитель, который мог бы застать времена существования компактного еврейского поселения в Зарядье. Так что блогер, апеллируя к родственникам, могла иметь в виду исключительно советские времена, когда никакого еврейского гетто, разумеется, не существовало.
«Еврейское гетто в Переделкине»
Что касается жизни евреев в Москве советского периода, то об этом достаточно метко высказался в своем блоге поэт Ингвар Коротков: «Некая Лиза Лазерсон нам открыла тайну. Про еврейские гетто в центре столицы. В Зарядье. И ведь я с ней согласен. Не то что были, а БЫЛИ. И не только в пределах Садового кольца, а еще и в самых заповедным местах Подмосковья. Вот еврейское гетто в Переделкино. Туда поселяли насильно. Стать жителем Переделкина, просто придя с улицы, было невозможно. Каждую дачу закрепляли за отдельным писателем — пожизненно и бесплатно. Правда, после смерти хозяина семья должна была покинуть дом в течение полугода: дача переходила к другому его коллеге. В первой волне поселившихся в Переделкине были Исаак Бабель, Илья Эренбург, Илья Ильф и Евгений Петров, Лев Кассиль, Лев Каменев (тоже писатель), Виктор Драгунский, Анатолий Рыбаков. Живыми легендами Переделкина считались Борис Пастернак и Корней Чуковский: оба прожили там до конца своих дней. И кто скажет, что это не было еврейским гетто? Ведь права девочка Лазерсон. Да и сейчас посмотреть на Садовое кольцо — и что можно сказать? Люди мучаются в неволе гетта, но живут».