Представление о том, что русскую литературу хорошо знают в мире, возможно, является устаревшим. По крайней мере, биография Солнца русской поэзии Александра Сергеевича Пушкина ставит иностранцев в тупик.
«Они умерли от туберкулеза»
17 октября популярное финское издание Iltalehti опубликовало материал, посвященный туберкулезу. Журналистка Хелья Салонен в нем рассказала о том, что сто лет тому назад туберкулез уносил ежегодно жизни около 10 000 финнов. По мнению автора, ограничения и карантинные меры, вводившиеся тогда для борьбы с распространением недуга, сопоставимы с теми, которые используются для пресечения распространения СOVID-19.
Далее Салонен решила подробнее рассказать об истории туберкулеза и о тех известных людях, чьи жизни отнял данный недуг.
«Эдит Сёдергран, Ууно Кайлас, Сайма Хармая, Катри Вала, Эмили Бронте, Франц Кафка, Джордж Оруэлл, Амедео Модильяни, Фредерик Шопен, Александр Пушкин и Антон Чехов — это люди, о которых с достаточной степенью уверенности можно говорить, что они умерли от туберкулеза», — пишет Салонен на страницах издания Iltalehti.
Пуля в живот на дуэли с Дантесом
27 января (8 февраля) 1837 года на окраине Петербурга, в районе Чёрной речки, близ Комендантской дачи, произошла дуэль между Пушкиным и Жоржем Дантесом. Причиной дуэли стали намеки на неверность супруги Пушкина Натальи Пушкиной, в девичестве Гончаровой. Поэт считал виновниками распространения слухов нидерландского посланника в Санкт-Петербурге барона Луи Геккерна и его приемного сына, француза Дантеса. 26 января (7 февраля) 1837 года Пушкин отправил Геккерну-отцу письмо, где, чрезвычайно резко характеризуя как отца, так и приёмного сына, отказал им от дома. В тот же день Геккерн через секретаря французского посольства виконта д’Аршиака письмом объявил Пушкину, что от его имени Дантес делает ему вызов, ввиду тяжести оскорбления поединок должен был состояться «в кратчайший срок».
Пушкин без обсуждения принял весьма жёсткие условия дуэли, письменно составленные виконтом д’Аршиаком. Участники дуэли становились на расстоянии двадцати шагов друг от друга, барьер составлял десять шагов, стрелять разрешалось с любого расстояния на пути к барьеру.
Дантес выстрелил первым. Пушкин был ранен и упал, однако у него хватило сил на ответный выстрел. Выстрел был отменным, но Дантесу повезло: пуля угодила в руку, которой он прикрывал грудь. До сих пор идут споры о том, мог ли соперник Пушкина в нарушение установленных правил дуэли использовать кольчугу. Как бы то ни было, ранение француза оказалось легким, а у поэта, доставленного домой, медики констатировали смертельную рану: пуля, раздробив ткани, осталась внутри живота.
Такие ранения врачи научатся успешно лечить лишь в XX веке, а в 1837 году шансы на выживание у Пушкина были практически равны нулю. 29 января (10 февраля по новому стилю) в 14:45 Александр Сергеевич Пушкин скончался.
«Альтернативное высказывание имеет право на жизнь»
История дуэли поэта и последних часов его жизни описана буквально по минутам. Пушкина окружали несколько высококвалифицированных медиков, которые оставили подробное описание как полученной поэтом раны, так и ее последствий, приведших к кончине. И ни в каком виде в этих свидетельствах не фигурирует туберкулез. Казалось бы, и творчество Пушкина, и его биография хорошо известны далеко за пределами России. Но, как выясняется, не в Финляндии.
Надо отдать должное, в комментариях один из читателей статьи Хельи Салонен поставил под сомнение утверждение автора: «Я впервые слышу, что Александр Сергеевич Пушкин умер от туберкулеза. Разве не пуля, выпущенная на дуэли в 1837 году, попала ему в брюшную полость?»
«Действительно, существует много версий смерти известных людей, — ответила Салонен. — Альтернативное высказывание имеет право на жизнь».
Лишь после того, как новость об «удивительном открытии» Iltalehti стала расходиться по российским СМИ, в издании все-таки решили удалить фамилию Пушкина из числа знаменитостей, умерших от туберкулеза. При этом исправление было внесено лишь спустя 36 часов после публикации материала. Конечно, можно списать все на безграмотность одной отдельно взятой журналистки популярного финского издания. Тем более что подобных казусов хватает и в России.
Фронт украинцев, космонавт без имени
В 2015 году помощник главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Леся Рябцева во время общения с журналистом и писателем Виктором Шендеровичем в программе «Особое мнение» заявила: «Мы договорились: восемь миллионов в стране». «В какой стране восемь миллионов?» — опешил Шендерович. «В России, я про Россию говорю», — подтвердила Рябцева, «сократив» 140-миллионное население родной державы.
Однако все более вольные трактовки отечественной истории на Западе составляют определенную тенденцию. В сентябре 2014 года посол США в Сербии Майкл Кирби в связи с визитом президента России Владимира Путина на торжества, посвящённые 70-летию освобождения Белграда от немецко-фашистских захватчиков, заявил: «Еще неизвестно точно, приедет ли Путин, но, если это произойдёт, — зачем он приезжает? Из-за празднования освобождения Белграда? А Белград освобождала и Третья Украинская армия как часть Красной армии».
Таким вот нехитрым способом 3-й Украинский фронт, состоявший из советских солдат различных национальностей, превращают в формирование, состоявшее исключительно из украинцев.
В 2015 году глава МИД Польши Гжегож Схетына продолжил данную линию, объявив, что Освенцим освобождали украинские солдаты 1-го Украинского фронта. И здесь уже речь не об оговорке, а о сознательной политике.
12 апреля 2020 года Госдепартамент США на своей русскоязычной странице разместил сообщение: «59 лет назад был совершен первый полёт человека в космос». Упоминать о том, кто совершил этот полет и гражданином какой страны был этот человек, американские дипломаты не посчитали нужным.
МИД России отреагировал на это своим сообщением: «Напоминаем коллегам из Госдепартамента, что первым человеком в космосе стал советский космонавт, его зовут Юрий Алексеевич Гагарин. Не упомянуть об этом — это дезинформация и подлый приём эпохи постправды».
Куда исчезает российская история?
Возмущение российских дипломатов, однако, ничего принципиально не меняет. На Западе взят курс на сознательное вымывание всего русского и советского из мировой истории. Одни достижения объявляются малозначительными, другие переписываются на вновь образованные национальные государства постсоветского пространства. России остается лишь амплуа текущего «глобального зла», нарушающего единственно верный мировой порядок.
Беда в том, что не менее тревожные тенденции наблюдаются и внутри страны. Молодое поколение, познающее историю Родины через блоги, соцсети, откровения модных деятелей шоу-бизнеса или через киноподелки российских режиссеров, имеющие крайне отдаленное отношение к реальным историческим событиям, не так уж далеко ушло от Хельи Салонен.
И как будет выглядеть биография Пушкина в представлении россиян лет этак через десять, — это тайна, покрытая мраком.