Лидия Владимировна Литвяк появилась на свет 18 августа — во Всесоюзный день авиации. Увлеченная самолетами с детства, девушка невероятно гордилась этим фактом. Ей пророчили актерское будущее, но она выбрала небо.
Белая Лилия-44
С началом Великой Отечественной войны 19-летняя смелая и влюбленная в небо Лидия записалась в летчики-добровольцы. Но изначально советское командование не намеревалось отводить женщинам существенную роль в авиации. И только спустя год, в сентябре 1942 года, девушка совершила свой первый боевой вылет в составе 586 ИАП (истребительного авиационного полка) — одного из трех женских авиационных полков под руководством летчицы Марины Расковой, которые были сформированы по приказу Сталина из-за больших потерь кадровых летчиков.
Уже меньше чем через год, 23 февраля 1943 года, Лидия Литвяк получила одну из первых своих боевых наград — орден Красной Звезды. За эти месяцы она, как одна из лучших летчиц, переводилась в дивизии, участвовавшие в важнейших битвах ВОВ, а также стала известной как «Белая лилия».
К тому моменту фюзеляж ее верного Як-1 украшали не только восемь ярко-красных звезд, символ восьми воздушных побед, но и белоснежная лилия — особый знак летчика, которому разрешена «свободная охота» — особый вид боевых действий, в рамках которых истребитель не выполняет конкретное задание по прикрытию бомбардировщиков, или наоборот, защите от них, а летает, выслеживая одиночные вражеские самолеты и «охотясь» на них.
Иначе зазвучал и позывной Литвяк — «Белая Лилия-44», по бортовому номеру ее самолета. Да и саму ее часто стали называть не Лидой, а Лилей. К слову, существует предположение, что имя Лилия происходит от слова «лиль», что в переводе с одного из древних евразийских языков означает «воздух, ветер».
Две Лидии
Небо преображало Литвяк, как утверждали ее коллеги: ощущение штурвала в руках изменяло ее до неузнаваемости и будто бы делило на двух совершенно разных людей.
«Земная» Лидия была молчаливой, скромной красавицей с белокурой копной волос и голубыми глазами — ее даже сравнивали с популярной в те годы актрисой Валентиной Серовой. Она любила читать книги и изящно одеваться: всегда выглядела опрятно, женственно, носила необычные вещи — белый подшлемник, вывернутую пухом наружу безрукавку, хромовые сапоги, воротник для летной формы из меха, срезанного с унтов (который ей потом приказали отпороть и приделать обратно к обуви) — и ходила особой походкой, вызывая у окружающих тихий восторг.
«Небесная» же Лидия отличалась решительностью, хладнокровием, выносливостью и сноровкой: она буквально «умела видеть воздух», как говорил ее командир. Неслучайно ее называли «Дианой — богиней свободной охоты», а ее особый почерк в пилотировании сравнивали с чкаловским. Ее мастерством восхищались, радовались ее победам, поражались ее отчаянной смелости. Например, однажды Лидия вернулась на аэродром на изрешеченном немецкими снарядами самолете и с раной в ноге и, доложив об успешном выполнении задания и двух сбитых вражеских воздушных суднах, потеряла сознание. После этого боя мужчины-летчики признали ее настоящим асом.
Вероятно, совокупность черт, заложенных в характере Лидии Литвяк, еще в детстве способствовала ее увлечению авиацией и устремлению к этой мечте. В 14 лет она наравне со взрослыми посещала Центральный аэроклуб имени Чкалова, уже через год совершила первый самостоятельный полет и участвовала в геологической экспедиции на Крайний Север, а спустя еще некоторое время окончила Херсонское летное училище, стала летчиком-инструктором и до начала войны сумела поставить на крыло 45 курсантов.
Ас в юбке
«Мы все были потрясены и восхищены ее поступком, о котором рассказывали друг другу. В Энгельсе уже несколько дней бушевала пурга, ветер валил людей с ног. Но нужно было везти с аэродрома Анисовка винт для самолета, потерпевшего аварию. Полеты в такую погоду запрещены, но Лиля Литвяк без разрешения вылетела и привезла винт. Начальник Энгельсской школы полковник Багаев объявил ей выговор за невыполнение приказа по авиашколе, а майор М. Раскова вызвала ее и сказала: „Я горжусь такой моей храброй и смелой летчицей!“» — вспоминала о Белой лилии ее лучшая подруга, летчица-истребитель Екатерина Буданова.
А в одном из первых боевых вылетов над Сталинградом Белой лилии удалось сбить два вражеских воздушных судна. Пилот второго немецкого истребителя был опытным летчиком и бился до последнего. Но в конце концов, его машина вспыхнула от пущенного Лидией снаряда и стремительно направилась в сторону земли, а летчик, выпрыгнувший с парашютом, был взят в плен. На допросе он попросил показать ему того, кто его сбил, и, увидев двадцатилетнюю девушку, пришел в ярость: «Зачем вы смеетесь надо мной? Я летчик, сбивший более тридцати самолетов. Я кавалер рыцарского креста! Не может быть, чтобы меня сбила эта девчонка! Тот летчик дрался мастерски». Но после того, как Лидия жестами показала известные только им двоим детали боя, он изменился в лице, снял с руки свои золотые часы (по другой версии, сорвал с груди многочисленные награды) и протянул ей, победительнице.
Переломный момент
В начале 1943 года Лидия Литвяк была переведена в 296 ИАП и назначена ведомой к командиру эскадрильи Алексею Соломатину: на то была особая тактика действия авиации, согласно которой ведущий летчик должен идти в атаку, а ведомый — «прикрывать» его. Спустя несколько месяцев совместных полетов, в апреле того же года, буквально в перерыве между сражениями пара расписалась.
Лидия также поддерживала дружеские взаимоотношения с летчицей Екатериной Будановой, с которой их свела судьба еще в начале боевого пути — в женском авиаполку Расковой — и уже не разлучала. С тех пор они всегда служили вместе и были лучшими подругами.
Спустя месяц жизнь Белой Лилии стала меняться. 21 мая 1943 года в авиакатастрофе, произошедшей прямо на глазах у товарищей и у самой Лидии, погиб ее муж. Меньше чем через месяц получила множество ранения и скончалась, не приходя в сознание, лучшая подруга Буданова.
Последний полет
Этот роковой год стал последним и для самой Белой Лилии. 1 августа 1943 года Литвяк совершила свой последний полет. Шли страшные бои по прорыву немецкой обороны на рубеже реки Миус, который закрывал дорогу на Донбасс. Для истребителей полка это был уже четвертый вылет за день. То ли сказалась физическая усталость и эмоциональное напряжение, то ли отказало оружие — водном из столкновений самолет Лидии был подбит немецким истребителем, но не упал сразу, а вошел взону облаков и исчез.
По словам летчика Борисенко, направившего свой истребитель вслед за Литвяк в облака, самолета с белой лилией на фюзеляже не было видно в воздухе, но и на земле при этом не наблюдалось огненных вспышек. Другие очевидцы утверждали, что видели, как истребитель приземлился, его белокурая девушка-пилот якобы села в подошедшую машину с немецкими офицерами и исчезла в неизвестном направлении. Но эта версия выглядит совсем фантастической.
Через две недели Лидии Литвяк должно было исполниться 22 года. Родные полагали, что она предчувствовала свою гибель: в одном из своих писем она упоминала сон, в котором на противоположном берегу бурной реки ее звал к себе муж.
Бороться и искать
По официальным данным, 1 августа 1943 года Лидия Литвяк не вернулась с боевого задания и пропала без вести. Формальные поиски не продлились и нескольких лет: летчик, приблизительно знавший район падения самолета, погиб, а обнаруженный истребитель Белой лилии, как оказалось впоследствии, был сдан местными жителями в металлолом. Вот только останков тогда найти не могли.
Но ее родные, близкие и неравнодушные поклонники организовывали собственные расследования. В 1967 году в городе Красный луч Луганской области школьная учительница Валентина Ивановна Ващенко основала отряд РВС (Разведчиков военной славы), который также проводил поиски в своем регионе. В состав отряда входили ученики седьмого класса, в котором Ващенко была классным руководителем: она верила, что подобный опыт сплотит ребят и увлечет их родной историей. 23 июля 1979 года членам отряда стало известно о том, что в одной из братских могил была похоронена неизвестная летчица. Изучение останков позволило выяснить, что погибшая была смертельно ранена в лобную часть головы. Дальнейшее расследование установило, что это могла быть только Лидия Литвяк.
Так, в 1988 году, через 41 год после гибели, в ее личном деле появилась запись «погибла при выполнении боевого задания». В 1990 году летчице было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, а в 1993 — звание Героя России.
Всего за те десять месяцев, которые Белая лилия посвятила защите Родины, она совершила 186 боевых вылетов, получила 3 ранения, сбила лично 11 самолетов и 3 самолета в группе, а также один аэростат. По боевому налету она до сих пор держится на верхних строчках рейтинга летчиков-истребителей, наравне с другими легендарными советскими пилотами, несмотря на то, что воевала меньше года.