Задумывались ли вы во время поездки в метро, сколько истории скрыто в подземке? Экскурсовод столичного Музея транспорта Ирина Чижевская рассказывает о секретах, заложенных в метро советскими строителями, но обнаружить которые совсем непросто. Хотя бы потому, что они уже примелькались и их просто не замечают.
Советская символика
«И это совсем не то, что строитель забыл в метро что-то из своих вещей или потерял. Да и что он может забыть? Отбойный молоток, каску? Если только в тоннеле!» — говорит Чижевская.
По ее словам, поиск советских артефактов в метро Москвы выглядит совсем по-другому. К примру, участок метрополитена на участках от станции «Сокольники» до «Парка Культуры» с ответвлением на «Охотный ряд», который был построен в 1935 году.
«Приглядитесь, возможно, мы так привыкли это все видеть, что совсем перестали обращать внимание. Между тем, там повсюду советская символика. В тот период времени строители это очень любили. Звезды, символ коммунистического интернационала молодежи, разные панно, посвященные героям-метростроевцам, и так далее», — перечисляет экскурсовод.
На станции «Новослободская», в вестибюле, можно увидеть знак «Серп и молот». На станции «Белорусская» — мозаику с гербом, на «Маяковской» — мозаичный плафон «Лыжник», панно «Авиаторы» и другие.
Двери в прошлое
В метро много других неочевидных секретов и сюрпризов. Так, на «Новослободской», на одном из витражей можно увидеть стеклышко с подписью известного художника Павла Корина, который был их автором. А еще он создал эскизы мозаик на станции метро «Комсомольская».
На станциях, ведущим к городским вокзалам, больше всего артефактов советской эпохи. Например, все на той же «Комсомольской» в специально сделанных нишах, которые сохранились до сих пор, раньше стояли телефонные аппараты. А на «Курской» при переходе с радиальной на кольцевую линии, есть оригинальная колонна, которая называется «Каменный цветок».
«Любопытно, что на технической двери в путевой стене станции „Курская“ осталась подпись: „Большая кольцевая линия“. Это говорит о том, что планировалась „Малая кольцевая линия“ — по Бульварному кольцу, — говорит экскурсовод. — Ведь проектировать метро начали еще в 20-е годы прошлого века, когда Москва была не такой большой».
Между станциями «Театральная» и «Охотный ряд» сохранился еще один исторический экспонат: два мостика над платформой, по которой перемещаются пассажиры. А наблюдательный человек увидит и третий мостик, который сейчас никак не используется и с него нельзя выйти на станцию. Видимо, не пригодился.
А вот на станции «Лубянка» есть настоящий старинный «артефакт». Архитектор проектировал станцию в традициях конструктивизма — как тоннель.
«В 1970-е годы станцию перестраивают, делая переход между „Лубянкой“ и „Кузнецким мостом“. Но если сядете в первый вагон к центру, увидите оставшийся с тех времен декоративный элемент — старые стены, остатки того, что планировалось сделать», — говорит Ирина Чижевская.
Забавная примета
По тем станциям, что были открыты в период Великой Отечественной войны, видно то сложное время, которое переживал весь советский народ. В этом плане интересна история станции «Павелецкая». Изначально она должна была называться «Донбасская» и нести некий индустриальный образ. Но началась война, и ее срочно переделывают, чуть ли не устанавливая там временные фанерные стены. Довели ее до нынешнего образа уже в послевоенное время.
Станция «Площадь революции» украшена бронзовыми скульптурами. На одной из них можно увидеть швы. Это говорит о том, что скульптуры в годы войны разбирали, чтобы отправить в эвакуацию. К слову, если потереть нос скульптуре собаки и загадать желание, то вполне вероятно, что оно исполнится. Такова народная примета.
«Эта традиция сложилась в 1990-е годы. Люди верили, что собака приносит удачу, — сообщает Ирина Чижевская. — Кстати, на этой станции все скульптуры ваялись с реальных людей. И собака та тоже была реальная, пограничная. Самый лучший друг».
Топ-5 исторических находок в метро
1. Станция «Боровицкая». В середине 1980-х годов, при возведении станции, на глубине 6 метров строители обнаружили небольшой домик из красного кирпича. Внутри остались мебель и обычные бытовые предметы. Археологи сделали вывод, что находке пять столетий. Как она провалилась под землю, неизвестно. Сначала на этом месте планировали построить музей, но потом было принято решение разобрать находку.
2. Станция «Библиотека имени Ленина». Проанализировав документы XVI века, ученые поняли, что на месте этой станции когда-то стоял двор, в котором жили опричники Ивана Грозного. Анализ местного грунта подтвердил их версию.
3. При прокладке тоннелей станции «Новокузнецкая» нашли большой горшок, где было почти 20 тыс. серебряных монет времен Петра Великого. А в 2014 году при строительных работах на станции «Румянцево» обнаружены три медных сосуда с украшениями и монетами XV-XVII веков.
4. Во время прокладки подземного перехода между станциями «Тверская» и «Пушкинская» строители наткнулись на целую улицу: остатки деревянных зданий и четыре яруса деревянных мостовых XV-XVII веков. Дорога длиной в 400 метров представляла собой многослойный настил из глины, дубовых и сосновых бревен. Возможно, мостовая была частью дороги, соединяющей Новгород и Тверь.
5. На территории станции «Китай-город» в конце 1960-х годов был обнаружен военный склад XVII века с латами, щитками, кожаной обувью, железным шлемом с серебряной чеканкой и другим снаряжением. Находку ученые отнесли к временам восстания Минина и Пожарского (1611 — 1612 года).