2 мая 1982 г. военно-морская история на Земле раз и навсегда изменилась. Атомная подводная лодка впервые атаковала и потопила надводный корабль противника — целый крейсер!
Крейсеру было 44 года, звали его «Генерал Бельграно», и он был аргентинцем. Лодке было всего 13, ее звали «Конкерор», она была родом из Англии.
Острова в океане
Маленькие острова могут иногда становиться причиной больших бед. Так случилось в 1982 г. с двумя клочками суши в юго-западной части Атлантического океана у побережья Аргентины. Аргентинцы называли острова Мальвинскими. Британцы, фактически владевшие ими — Фолклендскими.
С XVIII острова принадлежали то одной европейской державе, то другой. Над ними развевался то французский флаг, то испанский. С 1833 г. островами владела Британия. В апреле 1982 г. на тамошних фермеров, мирно пасших овец, напали аргентинские морские пехотинцы. Аргентиной правил амбициозный генерал Леопольдо Гальтиери, который решился на этот шаг скорее из идеологических и демонстративных соображений, нежели из-за практического значения маленьких островов для большой Аргентины. В конце концов, эта страна, как часть бывшей Испанской империи, тоже имела на острова какое-то право.
Но — нашла коса на камень. Британским премьером была «железная леди» Маргарет Тэтчер. Она быстро заткнула рот своим финансистам, которые говорили, что отвоевывать острова — это дорого. А также своим адмиралам, которые говорили, что это опасно. Рейтинг самой Тэтчер к тому моменту катастрофически упал из-за непопулярных мер. А вскоре Британии предстояли новые парламентские выборы. Упустить такой шанс поднять популярность правящей партии хитрая Тэтчер не могла. В итоге Фолкленды оказались центром противостояния двух правителей, которые остро нуждались в «маленькой победоносной войне».
Вскоре курсом на юго-юго-запад вышла британская эскадра в составе 2 авианосцев, 8 эсминцев, 17 фрегатов 3 атомных подводных лодок и большого количества «мелкой посуды». Среди подлодок была та самая — «Конкерор».
Расстановка сил
Ранним утром 2 мая 1982 г. «Конкерор» занималась тем же, что и все предыдущие сутки — следила за аргентинским военно-морским соединением в составе крейсера «Генерал Бельграно» и 2 эсминцев. Крейсер был построен в США перед Второй мировой войной под именем «Феникс». Купившие его после войны аргентинцы назвали крейсер в честь своего национального героя. Мануэль Бельграно — аргентинский генерал и дипломат XVIII — XIX века. Прославился, в частности, тем, что придумал и ныне актуальный флаг своей страны.
«Генерал Бельграно» был не самым новым кораблем, но во всей британской эскадре его 152-мм орудиям было нечего противопоставить. Не допустить его близко к кораблям своего соединения — в этом и была боевая задача капитана 2 ранга Кристофера Рефорд-Брауна, командира «Конкерора».
Лодка против крейсера
Британским военно-морским ударным соединением при Фолклендах командовал адмирал сэр Джон Форстер Вудворд по прозвищу Сэнди. У каждого британского адмирала, если он чего-нибудь стоит, есть подобное прозвище. Уж такова традиция. Выйдя в отставку, Вудворд написал мемуары, которые назвал по-наполеоновски просто: «Сто дней» (One Hundred Days). На борту «Конкерора» он, естественно, не присутствовал, но знал командира подлодки Кристофера Рефорд-Брауна. Тот служил под его началом, когда Сэнди сам был подводником.
«Бежали секунды, — писал в мемуарах адмирал про сам момент торпедной атаки, — большой крейсер все еще шел со скоростью 13 узлов. Через 55 секунд после выстрела первая торпеда Мк8 врезалась в левый борт “Генерала Бельграно” между якорем и первой орудийной башней. Взрывом оторвало почти весь нос корабля. Через перископ Кристофер Рефорд-Браун увидел большой, до самого неба, огненный шар взрыва.
Акустик “Конкерора” скучным тоном, как будто он считал овец, доложил: “Взрыв!..” Затем последовало: “Второй взрыв!..” Вторая торпеда взорвалась под кормовой надстройкой... Последняя торпеда прозвучала иначе, более отдаленно, более металлически, более ясно. Один из кораблей охранения, эсминец “Бучард”, позже сообщил, что он получил скользящий удар торпедой, которая не взорвалась.
На “Конкероре” все слушали незабываемое воздействие взрывов и знали, что их торпеды куда-то попали. Впервые за 24 часа звук винтов крейсера пропал, и в наступившей тишине на гидролокаторе остался только зловещий звякающий звук, напоминающий звук бьющегося стекла. Так слышен на современном гидролокаторе шум разрушающегося большого корабля».
Несколько пояснений: у подлодки «Конкерор» было 6 носовых торпедных аппаратов. В три командир приказал зарядить торпеду Мк8, которые были не новее крейсера, который они потопили. Еще в трех находились более современные Mк8 «Тайгерфиш», управляемые по проводам. Но Рефорд-Браунс делал ставку на классику.
Вместе с крейсером погибли 323 моряка, примерно половина всех людских потерь Аргентины в войне.
Сложись история по-другому, под удар атомной подводной лодки попал бы другой аргентинский корабль, авианосец «Вейнтисинко де Майо», построенный в 1945 г. в Англии. Впрочем, на ход войны это вряд ли повлияло бы. После гибели «Генерала Бельграно» весь флот Аргентины встал на прикол и в боевых действиях не участвовал. Авиагруппа корабля действовала с аэродромов на суше и добилась немалых успехов. Впрочем, это уже совершенно другая история.