Примерное время чтения: 6 минут
11988

По законам Тота. В Древнем Египте наказывали за антисанитарию

АиФ Здоровье №48. Зимние фрукты: кому — какие? 26/11/2015

Кое-какими тайнами врачи Древнего Египта действительно располагали. Но все эти «загадки» давно уже легли в основу вполне официальной медицины.

Мы, сами того не замечая, постоянно пользуемся плодами той древней цивилизации, что почти 4 тысячи лет назад существовала в долине Нила. Даже базовые понятия о времени восходят к Древнему Египту. Именно там разделили сутки на 24 часа. Именно там вычислили, что год – это 365 дней. И завели календарь из 12 месяцев. В общем, хотим мы того или нет, а живём мы по древнеегипетскому времени и в какой-то мере по древнеегипетским законам.

Боги медицины

Во всяком случае, некоторые из них почти дословно повторяются в наших кодексах. Например, закон о санитарно-эпидемиологическом состоянии водоёмов, который предписывает выкашивать траву в береговой зоне прудов, озёр и рек. Смысл его понятен – именно в пойме, там, где тепло и влажно, водятся комары, в том числе и малярийные. В надписи на каменной стеле из города Дендер, найденной при раскопках храма Хатхор, говорилось о «болезни аат, которая поражает слабостью и лихорадкой, бредом и потливостью». Чтобы всего этого не произошло, рекомендовалось «выкашивать траву по берегу с тем же тщанием, что удаляют волосы из неположенных мест». И не только: «Дождись, пока спадут воды великого Хапи (Нила), дождись, пока просохнут лужи, а до того времени не выходи из дому после заката солнца, и комар не уязвит тебя, и болезнь аат не войдёт в тебя». А ведь это время неолита, то есть «новокаменного века». Кое-какие животные и растения уже одомашнены, но вот колесо ещё освоено не вполне, а насчёт обработки металлов смешно и думать.

Тем не менее в полный рост присутствуют развитая религия, письменность, прикладные науки. И, разумеется, сильное государство, которое регламентирует каждое движение своих подданных. Всё вместе – идеальные условия для создания привычной нам модели здравоохранения.

Это зафиксировано даже в пантеоне египетских богов. В Греции, скажем, обходились одним богом, который покровительствовал врачеванию, – Асклепием. Египтянам одного было мало. У них уже жёсткая специализация. Тауэрт, богиня родовспоможения и гинекологии, изображалась как самка гиппопотама. Шакалоголовый Анубис – патологоанатом, изобретатель и покровитель бальзамирования. Дуамутеф – бог души и желудка, избавлявший от болезней желудочно-кишечного тракта. Исида – покровительница новорождённых, специальность – педиатрия. Сохмет – богиня войны, но одновременно и исцеляющая травмы и раны. Тот – покровитель медицинской науки как таковой.

Греки, вошедшие с египтянами в контакт, этому очень удивлялись. «Врачебное искусство, – писал Геродот, – разделено у них таким образом, что каждый врачеватель излечивает только одну болезнь. Поэтому везде у них полно врачевателей. Одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвёртые желудок, пятые внутренние болезни». Ну совсем как у нас.

Лечение по протоколу

Лечили строго по уставу, для каждого заболевания был разработан свой график, который включал диагностику, собственно лечение и реабилитацию, разбитые по дням. В качестве примера можно привести фрагмент папируса, который приписывают врачу Древнего царства Имхотепу: «Скажи ты тому, у кого зияющая рана на голове: «Это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить». После того как ты зашьёшь ему рану, в первый день положи на неё свежее мясо и не бинтуй её. На второй день смени мясо. На третий и четвёртый лечи рану жиром, мёдом, корпией. После четвёртого дня наблюдай за больным, пока он не поправится».

Или вот ещё один пример, на этот раз – проблемы с пищеварением. «Если ты исследуешь больного, который мучается болью в желудке и часто блюёт, и находишь вздутие передней части, если его глаза впалые, нос заострился – это гнилостное брожение экскрементов. Ты тогда скажи: «Эту болезнь я смогу вылечить». Ты приготовишь средство в составе белой пшеничной муки, и прибавишь чесноку, и сделаешь клизму больному с животным жиром и пивом, чтобы открыть путь его экскрементам».

Здесь выверено каждое слово. Египетский врач, осмотрев больного, обязан был произнести одну из формул: «Это болезнь, которую я могу вылечить. Это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить. Это болезнь, которую я не смогу вылечить». Причём данные брались не с потолка, а после тщательного осмотра больного, который предполагал пальпацию, зондаж и аускультацию, то есть прослушивание, что кажется маловероятным, поскольку долгое время считалось, что аускультацию впервые применил греческий врач Аретей во II веке до н. э. Тем не менее в папирусе недвусмысленно говорится: «Если заметишь внутри шум, плеск и хрип, скажи: «Ухом здесь слышится болезнь».

Технический арсенал древнеегипетских врачей был откровенно скуден. Травмы и раны лечились жиром, мёдом и сырым мясом. Болезни глаз – молоком, сырой бычьей печенью и мёдом. Общий наркоз – традиционный опийный мак. Известен фундаментальный труд «Книга приготовления лекарств для всех частей тела», относящийся к XVI веку до нашей эры. Он содержит 900 прописей препаратов. Но все они приготовляются из полутора десятков растительных компонентов и десятка минеральных, причём самых простых, вроде соды, глины, серы и селитры. Такими же средствами лечились все кому не лень.

Но только в Египте они использовались по-настоящему эффективно. Причина тому – отличная диагностика подготовка врачей. И, разумеется, система здравоохранения, созданная на самой заре этой цивилизации. Система предполагала прежде всего диспансеризацию, строгий учёт и сознательность населения, подкреплённую постоянными репрессиями. Так, летом предписывалось дважды в день стирать одежду. Омовение совершать следовало четыре раза, дважды днём и столько же ночью. Вменялось каждую неделю брить голову и удалять волосы из подмышек и интимных мест. Раз в месяц в обязательном порядке все египтяне очищали кишечник клизмами из молока, полыни и ромашки, на что отводилось 3 выходных дня. Даже пользование кремами от солнца и мазями от насекомых было в ведении государства. Известен один-единственный случай, когда отказ от работы и бунт не привели к подавлению и казням. Рабочие, занятые на строительстве некрополя Рамзеса III (1204–1173 гг. до нашей эры), объявили забастовку, поскольку их вовремя не обеспечили кремами от солнца и мазями от насекомых. Государство тут же пошло на попятный – требования были в полной мере удовлетворены.

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах