250 лет назад на берегу Москвы-реки для 8 тыс. сирот открыло двери принципиально новое для России заведение - Воспитательный дом (Москворецкая наб., 1/15) ➊.
Этот несомасштабный ни одному окружающему сооружению замок-крепость привнёс в российскую жизнь европейский индивидуализм. Над проектом здания-гиганта работал Георг-Фридрих Фельтен из Петербурга, а воплощал его в камне другой петербургский немец, впрочем, ставший москвичом, Карл Бланк.
До этого Бланк уже завершил строительство двух «голландских домиков» - в Кускове и Воронове, деревянного дворца и павильона «Эрмитаж» в том же Кускове, а также двух эффектных храмов, привносящих европейскую основательность в слободское раздолье старых московских окраин: святой Екатерины (Б. Ордынка, 60/2) ➋ и Николы в Звонарях (Рождественка, 15/8) ➌.
Бундесбург за Кукуем
Карл Бланк был отнюдь не первым немцем, возводившим российскую столицу. Ещё в начале XVII века Ян Талер укреплял своды Успенского собора в Кремле, он же построил Филаретову звонницу ➍, «сросшуюся» с колокольней Ивана Великого, а вместе с Хансом-Якобом Кристлером возвёл Теремной дворец ➎ - произведение немецкого Ренессанса, «пропущенного» через русскую культуру, изобилующее готической лепниной, как средневековые монастыри Германии.
От ушедшей в историю Немецкой слободы чудом уцелел дом Анны Монс (Старокирочный пер., 6) ➏, бывшей любовницы Петра I. Действительно ли жила там Анна, с корыстной терпеливостью принимавшая ласки буйного русского царя, неизвестно, но точно, что двухэтажные палаты - подлинный образец немецкого зодчества.
Тот же Пётр в 1700 году «выписал» из Дрездена зодчего Кристофа Конрада, построившего в Кремле «цейхгауз» - хранилище оружия, называемое сейчас Арсеналом ➐. Завершали строительство стратегического объекта тоже немцы - Иоганн-Якоб Шумахер и Каспар Москопф.
Уволенного Конрада сменил Петер-Фридрих Гейден. Он построил в Кремле для Анны Иоанновны дворец Анненгоф (деревянный и потому быстро сгоревший). А зримую память о себе Гейден оставил в Старом монетном дворе (проезд Воскресенских ворот, 1/5) ➑, переданном Историческому музею и, к сожалению, опять ставшем недоступным для публики. В середине XVIII столетия Готфрид Шёдель возвёл в стиле немецкого барокко западные ворота Донского монастыря с надвратной колокольней ➒.
В конкурсе за право создать памятник русским воинам, погибшим в 1812 году, победил Карл (в православном крещении Александр) Витберг. Его грандиозный храм Христа Спасителя (пантеон с шестью сотнями колонн, втрое превосходивший по размерам нынешний) начали строить на Воробьёвых горах. Но, обвинив в хищении, архитектора сослали в Вятку, где он построил уменьшенную копию московского храма. По мнению знатоков, купол, будто парящий в воздухе, сопоставим лишь с куполом Софийского собора в Стамбуле.
А другой храм Христа Спасителя, взорванный большевиками и восстановленный в наши дни в тех же формах на прежнем месте (Волхонка, 15) 10, создан обрусевшим немцем Константином Тоном и его коллегами Львом Далем, Фёдором Клагесом и учеником Карлом Рахау.
Однако самый ощутимый вклад Тона в русскую архитектуру - не в этом храме, не в Большом Кремлёвском дворце 11 и не в вокзалах Николаевской железной дороги - один в Питере, другой в Москве (ныне Ленинградский, Комсомольская пл.) 12,а в типовых проектах крестьянских домов и церквей на 200, 500 и 1000 прихожан - ими столетие назад застроили буквально всю страну. В этой работе Тон заимствовал опыт немецкого архитектора Карла-Фридриха Шинкеля, разработавшего по указу короля Фридриха-Вильгельма III (кстати, деда российского императора Александра II) проекты церквей для городов Пруссии.
Немецкий «русский стиль»
В том же «русском стиле» архитектором Генрихом Гуном построен бревенчатый дом купца Пороховщикова (Староконюшенный пер., 36) 14, украшенный резными наличниками, карнизами и подзорами. Этот дом в 1873 году получил премию на Всемирной выставке в Париже. Здание перешло к потомку купца - известному российскому актёру Александру Пороховщикову, здесь он прожил последние годы.
Евангелическо-лютеранский собор Петра и Павла (Старосадский пер., 7) 15, которому недавно вернули высокий шпиль, построил архитектор Виктор Коссов. Предыдущее здание на этом месте было возведено на средства Фридриха-Вильгельма III. В той, старой церкви в 1843 году давал концерт гостивший в Москве Ференц Лист.
На средства общины и по инициативе немцев-предпринимателей в начале ХХ века построили евангелическую больницу (ул. Воронцово Поле, 14) 16. В ней бесплатно лечили представителей всех конфессий. После революции в здании разместили лабораторию по изучению мозга Ленина и научному обоснованию его гениальности, руководил которой немецкий невролог Оскар Фогт.
К началу ХХ века с появлением архитектурных журналов и возможностью их доставки из Европы в Россию модный в то время модерн быстро завоевал континент. В Москве в этом стиле работали выдающиеся зодчие, преимущественно немцы - Фёдор Шехтель, Эрнст Нирнзее, Адольф Эрихсон, Клавдий Розенкампф. Благодаря им Москва перестала казаться большой деревней в сравнении с Северной столицей и, пожалуй, впервые затмила шедеврами нового стиля город на Неве.