С происхождением Николаю Александровичу Астрову не повезло. Его отца, профессора Московского технического училища (будущее МВТУ им. Баумана), в 1919 г. расстреляли в московской ЧК. Но именно его танки в 1941 г. помогли отстоять столицу.
28 апреля 1906 г. р. Астров Николай Александрович - инженер-конструктор бронетехники. Разработчик 28 боевых машин, из них 15 состояли на производстве и вооружении, имеет 37 авторских свидетельств. pic.twitter.com/MnrQWtcLsN
— Константин Федотов (@KVFedotov) April 28, 2019
Главный конструктор
Николай Астров родился 28 апреля 1906 г. После казни отца его с матерью выслали из Москвы, но семья сумела вернуться. Он закончил среднюю школу и Государственный электромашиностроительный институт, один из так называемых втузов, учебных заведений, сочетающих работу на заводе с инженерным образованием.
Астров несколько раз подвергался репрессиям, но дальше автомобильной «шарашки» при Бутырской тюрьме его не посылали. Одно время Николай Александрович работал в Автотракторном КБ ОГПУ (чем только чекисты ни занимались!), а с 1934 г. стал главным конструктором завода № 37, который разрабатывал легкие танки и гусеничные тягачи.
Танк за 2 недели
За первый месяц войны Красная Армия потеряла большую часть своих современных танков, в том числе Т-34 и КВ. 20 июля 1941 г. Госкомитет обороны СССР принял постановление №222сс «Об изготовлении 10 тысяч легких танков». Заводу № 37 этим документом предписывалось приступить к производству танков Т-50. Это была передовая по тем временам машина, разработанная в КБ Ленинградского завода опытного машиностроения. Но именно сложность в производстве Т-50 не позволяла быстро развернуть его производство на новом месте. А выполнять постановление все равно было необходимо. Тогда от полной безнадеги Астров и военпред предприятия подполковник Окунев написали в ГКО письмо: а давайте мы будем делать не танк ленинградцев, который на тот момент существовал в двух экземплярах, а свой собственный! Где взять? Переделаем наш же плавающий танк Т-40 в сухопутный, усилим броню, вместо пулемета поставим авиационную пушку калибром 20 мм…
Кремль возражать не стал. На опытно-конструкторские работы ушли… две недели. В сентябре танк под обозначением Т-60 был принят на вооружение и серийно выпускался до февраля 1943 г. Позднее он был заменен на более совершенный легкий танк Т-70 того же конструктора Астрова. Эти танки стали самыми массовыми в СССР после легендарного Т-34.
Неистребимая саранча
Возможно, советские легкие танки Т-60 и Т-70 не были самыми мощными, страшными и вооруженными машинами. Но, как говорится, лучшее оружие — это то, которое в данный момент есть в наличии. У нас принято сравнивать танки с танками. Если так, то дело не в пользу Т-60. У самого массового танка Германии в 1941-1942 гг. Pz III пушка 75 мм, у Т-60 — 20 мм. У немца лобовая броня 70 мм, у нашего — 35 и т. д. Однако это сравнение лукавое. Немецкая «тройка» — средний танк, а Т-60 — легкий. К тому же танки с танками в реальной войне сражались гораздо реже, чем в киношной. Так что основным противником Т-60 были немецкие бронетранспортеры, пулеметные точки, минометы и противотанковая артиллерия. Первые три врага особой опасности не представляли. В дуэли советского танка и немецкой пушки выигрывал тот, кто первым добивался попадания в цель. Так что в умелых руках Т-60 был достаточно грозным оружием. Немцы в послевоенных мемуарах называли Т-60 «неистребимой саранчой», которая у русских, похоже, никогда не кончалась.
Могила на двоих
Первое массовое применение Т-60 относится к битве за Москву. Они имелись почти во всех танковых бригадах и отдельных танковых батальонах, защищавших столицу. Вот отрывок из боевого донесения того времени: «Экипаж младшего лейтенанта Соколова, выполняя задачу по боевой разведке противника, ночными действиями на танке Т-60 ворвался в расположение обороны противника, рассеял и уничтожил до роты пехоты и на его огневых позициях подавил батарею ПТО, ворвался на аэродром противника, гусеницами танка раздавил 3 «Мессершмитта».
Фронтовик Борис Иванович Шабалин про тот же период вспоминал по-другому: «Я попал на передовую механиком-водителем легкого танка «Т-60». На танкетке стоял мотор от полуторки, броню можно было легко пробить из крупнокалиберного пулемета (таковых у немцев не было — АиФ). Гитлеровцы наломали под Москвой сотни таких «коробочек». В «БМ-2» (братская могила на двоих), как на свой лад прозвали эту легкую машину советские танкисты, не было переговорного устройства. Как выполнялись команды? Очень просто. Командир Иван Хрунов ударит меня валенком в левое ухо — я поворачиваю влево, ударит в правое ухо — поворачиваю вправо. По затылку — значит вперед. Еще раз по затылку — стоп. В перерывах между боями спали под танком на промерзшей земле. Вырывали ямы, подстилали хвойные ветки. От мороза нас спасали валенки, полушубок, меховые рукавицы и фронтовые сто грамм».
При прорыве блокады Ленинграда Т-60 из состава 61-й танковой бригады прошли по льду Невы и захватили плацдарм на немецкой стороне. Других танков лед не выдержал бы.
После войны
С 1946 Астров — главный конструктор ОКБ-40 Мытищинского машиностроительного завода. Под его руководством созданы гусеничные шасси для авиадесантных самоходных артиллерийских установок АСУ-57 и АСУ-85, зенитного артиллерийского комплекса ЗСУ-23-4 «Шилка», зенитных ракетных комплексов «Куб», «Бук», «Тор» и «Тунгуска».
Всего до ухода на пенсию в 1985 г. Астровым было создано 26 типов боевых машин. Инженер-полковник, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда, лауреат трех Сталинских премий одной и Государственной премии СССР Николай Александрович Астров скончался в 1992 г. в Москве.