Примерное время чтения: 8 минут
11306

Небо над Москвой. Первое поражение немцам нанесли летом 1941 г. в воздухе

Сюжет Великая Отечественная война
Ночной бой в небе Москвы, 1941 г.
Ночной бой в небе Москвы, 1941 г. Commons.wikimedia.org

22 июля 1941 г. с аэродромов оккупированных Украины и Белоруссии взлетели 195 немецких бомбардировщиков. Их целью была столица большевистской России. Командование люфтваффе полагало, что с Москвой получится не хуже, чем с Лондоном. Но не тут-то было.

Люфтваффе в пролете

По словам современного исследователя Дмитрия Хазанова, первый налет на Москву напоминал воздушный таран. Однако повторить успех бомбежек столицы Британии, где было разрушено или повреждено до 60% домов, немецкой авиации не удалось. К таким важным объектам, как Кремль, вокзалы, мосты, заводы, прорвались единичные самолеты.

За июль и август 1941 г. в Москве погибли 750 человек, примерно 3500 получили ранения. 23 июля бомба пробила перекрытие тоннеля метро на перроне станции «Смоленская», 14 убитых и 20 раненых. На следующий день крупная бомба попала в вестибюль станции «Арбатская». В давке погибли 46 человек. 

От 40 до 50 жертв было при попадании тонных бомб в здание ЦК на Старой площади. 

Группа наведения зенитного расчета при обороне Москвы, 1941 г.
Группа наведения зенитного расчета при обороне Москвы, 1941 г. Фото: Commons.wikimedia.org

Много бомб упало на территории Кремля. В кабинете Сталина были выбиты окна. Полностью разрушили один из хлебозаводов, 2 плодоовощных комбината, гараж НКВД. Серьезно пострадали заводы «Динамо», «Серп и молот», Государственный подшипниковый завод, Авиазавод № 1, где выпускали истребители МиГ-3... Жертвы и разрушения в Москве были, но они не были критическими. В чем причина?

Сила против силы

Причин было две. Первая — советская. Под Москвой была сосредоточена лучшая часть авиации РККА. 6-й истребительный авиакорпус ПВО включал в себя в июле 1941 г. 220 новейших истребителей МиГ-3, 82 ЛаГГ-3, 117 Як-1 и свыше 280 машин более старых типов. В 1-м зенитном артиллерийском корпусе ПВО насчитывалось более 2 тыс. орудий разных калибров и 336 пулеметных установок. Конечно, для того, чтобы собрать такой кулак, пришлось оголить другие участки фронта. Но тогда это считалось приемлемой ценой.

«Немецкая» причина состояла в том, что долго воздушное наступление на столицу СССР физически продолжаться не могло. Днем немецкие бомбардировщики обслуживали фронт, а ночью летали бомбить Москву. Такое напряжение никакой ас выдержать не мог. 

Всего налетов на столицу было совершено 76, только в 9 из них участвовало более 50 самолетов. Начиная с середины августа количество машин в одном рейде не превышало десятка. Потери бомбардировщиков (на Москву ходили без истребительного прикрытия) за время летних событий составило где-то около 30 машин. За время всей Московской битвы немцы потеряли почти вдесятеро больше самолетов.

Аэростаты

Одной из самых характерных примет воздушной битвы за Москву для горожан стали аэростаты воздушного заграждения. В наши дни, увидев их в кинохронике, многие недоумевают, что это за «дирижабли». А в 1941 г. они были неотъемлемой деталью московских пейзажей. Впрочем, не только московских. При отражении налетов на Лондон английские силы ПВО их тоже применяли, но немного по-другому.

Вот что писал бомбивший Москву пилот бомбардировщика «Хейнкель-111» фельдфебель Хавигхорст: «Раздался взволнованный голос радиста:

— Внимание, аэростаты!
— Ты обалдел, — послышалось в ответ, — мы же летим на высоте 4500.

Экипаж хорошо знал, что англичане не поднимали аэростаты выше 2000 метров... Я приказал сбросить бомбы».

Так советские аэростаты (немцы называли их «русскими колбасами») сорвали прицельное бомбометание по Москве. Всего в столице было 300-400, аэростатов, сведенных в 3 полка. За время налетов на Москву документально зафиксирован 1 случай, когда немецкий самолет ударился о трос, которым «колбаса» крепилась к земле, и упал в Москву-реку. 

 Газгольдеры на Большой Ордынке, Москва, 1941 г.
Газгольдеры на Большой Ордынке, Москва, 1941 г. Фото: Commons.wikimedia.org

Диверсанты с фонариками

Недавно один российский политик сравнил своих противников с диверсантами, которые в войну подсвечивали цели для немецкой авиации. Речь шла про Ленинград, но в Москве за такими «фонарщиками», говорят, тоже охотились. При проверке слуха, которая проводилась значительно позднее, выяснилось, что вся история — не более чем городская легенда. Запустил ее снятый в 1970 г. фильм «Зеленые цепочки». На самом деле немцы намеревались захватить Москву с ходу и агентуру для подобной работы в городе не готовили.

Заклеенные стекла

Москвичка Галина Васильевна Галкина в 1941 г. была девочкой-подростком. Ее семья жила на 3-й Мещанской улице. После войны она оставила воспоминания «Своими глазами», их текст может о многом рассказать потомкам. Например, о памятных по фильмам бумажных полосках на окнах. Зачем они были нужны?

«Стекла в окнах заклеивали бумажными полосками крест-накрест, чтобы при повреждении стекла не рассыпались и не поранили людей. Очень скоро, при первых бомбежках, все убедились, что это не помогает, и заклеивать перестали».

Светомаскировка

Ныне живущие если и знают про светомаскировку, то тоже из кинематографа. А во время войны к ней относились весьма серьезно. 

«Изнутри, — пишет Галкина, — окна завешивали плотными шторами или одеялами для светомаскировки, чтобы ни одна полоска света не проникала наружу. Военные рассказывали, что сверху, с самолета, ночью виден даже огонек папиросы на 800 метров, и что это будет ориентиром для сбрасывания бомб. Поэтому дежурные из жильцов каждый вечер, когда включался свет, обходили дома и проверяли, не заметно ли где полоски света, не забыл ли кто закрыть шторы».

Светомаскировка тоже оказалась мерой бесполезной или даже вредной. Немцы для подсветки целей сбрасывали осветительные бомбы, которые долго опускались на парашютах. Когда бомбардировщики улетали, светомаскировка мешала правильно ориентироваться советским истребителям. Из примерно 30 потерянных в летних боях над Москвой истребителей чуть ли не половина попросту не смогла найти свои аэродромы.

«Зажигалки»

«Перед налетом немецких самолетов по радио сообщали: „Граждане, воздушная тревога!“ — писала Галкина в мемуарах. — Дежурные занимали свои места на чердаках и крышах для уничтожения „зажигалок“. Для этого там были приготовлены ящики с песком, бочки с водой и длинные щипцы для захватывания „зажигалок“. В этих приготовлениях — заготовке песка и воды, а также в дежурствах на крыше — активно участвовали и дети...

Если „зажигалка“ попадала на крышу, то от удара она вспыхивала и загоралась, а от нее могла загореться крыша или чердак, если „зажигалка“ пробивала крышу. Нужно было схватить „зажигалку“ щипцами и затушить ее в воде или песке или сбросить на землю, где тоже находились дежурные и тушили зажигательные бомбы... 

Пост воздушного наблюдения на крыше здания в центре Москвы.
Пост воздушного наблюдения на крыше здания в центре Москвы. Фото: Commons.wikimedia.org

Однако все-таки от зажигательных бомб значительного ущерба не было, поэтому фашисты уже в октябре отказались от сбрасывания „зажигалок“, а стали бомбить только фугасными бомбами, которые причиняли особенно большие разрушения и жертвы...

С приближением фронта к Москве бомбежки настолько участились (бывали и по ночам, и днем по нескольку раз), что жители уже не всегда прятались в убежища, а продолжали свои дела. Правда, трамваи останавливались, магазины приостанавливали работу, но очереди не расходились».

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах