В мае 1989 года в небе над аэропортом турецкого Трабзона появился советский истребитель МиГ-29. Сотрудники аэропорта не успели толком испугаться, подумав о вторжении СССР, как самолет уже пошел на посадку.
Выскочивший из кабины летчик радостно сообщил ошарашенному турку: «Я - американец!»
Турция – США – транзит
Сюжеты с угонами боевых самолетов – это истории, характерные для периода пика «Холодной войны». Но в 1989 году отношения между СССР и Западом переходили из периода «романтической дружбы» в стадию полной капитуляции «социалистического блока». Может быть, поэтому, побег летчика Александра Зуева не стал такой сенсацией, как аналогичный поступок, совершенный на 13 лет раньше Виктором Беленко.
МиГ-29 на тот момент был новейшим самолетом, и американские специалисты рассчитывали на то, что Турция как союзник по НАТО предоставит им доступ к боевой машине.
Но в Анкаре рассудили иначе – менее чем через двое суток самолет вернули в Советский Союз.
Александр Зуев не ошибся – он действительно стал американцем. Суд в Турции, разбиравший его дело, признал его беженцем по политическим мотивам, после чего летчик смог уехать в США.
Темная история
Версию о разочаровании в советском строе сбежавший пилот развивал и в книге, которую выпустил в Соединенных Штатах. Зуев уверял, что последней каплей, заставившей его решиться на бегство, стали события в Тбилиси в апреле 1989 года, где был разогнан митинг оппозиции.
Впрочем, те, кто знал летчика Зуева и служил вместе с ним, не верят в политическую подоплеку. Тем более, что в книге пилот изрядно приврал. Например, он рассказывал, что только освоение новой техники спасло его от участия в войне в Афганистане. На самом деле, полк Александра Зуева никогда не планировался к отправке в Афганистан.
В 1982 году Александр Зуев окончил Армавирское высшее военное Краснознамённое авиационное училище лётчиков, начинал летать на МиГ-23, потом прошел переподготовку для службы на МиГ-29.
Мечтал стать испытателем, но «морально разложился»?
Он имел степень военного летчика 1-го класса, и мечтал о карьере испытателя. Зуев приезжал в подмосковный Жуковский, где располагалась Школа лётчиков-испытателей (ШЛИ) Министерства авиационной промышленности СССР. Оценив порыв молодого коллеги, опытные летчики консультировали его относительно поступления в Школу.
Набор, однако, туда проходил нерегулярно, и своей очереди Зуев не дождался, совершив побег.
Он служил в 176-м истребительном авиаполку, который базировался на аэродроме Миха-Цхакая в Грузии.
Есть версия, что что-то пошло не так и на личном фронте. Якобы жена пилота была дочерью высокопоставленного офицера ВВС в отставке, и когда в семье начались нелады, тесть пообещал приструнить зятя. В итоге Зуева отстранили от полетов.
По другой версии, тесть вообще ни при чем. Якобы Зуев стал выпивать, встречаться с женщинами вне семьи, и ввиду «морального разложения» потерял доверие командования. В результате его перевели в дежурные по приему и выпуску самолетов.
Торт со снотворным
Разочарованный летчик стал подумывать об увольнении из армии, но потом нашел более эффектный способ решить свои проблемы.
Жена Александра Зуева была беременна. Рожать она уехала к родителям, и это обстоятельство летчик решил использовать в своих целях.
Вечером 19 мая он появился на аэродроме с тортом, сообщив дежурной смене, что у него родился ребенок. Все знали, что супруга Зуева должна скоро родить, поэтому сомнения его слова не вызвали,
«Счастливый отец» лично разрезал торт и угостил им всех присутствующих. Вскоре дежурная смена погрузилась в сон. Зуев сам готовил торт и начинил его большой дозой снотворного.
Выстрелы в часового и заблокированная пушка
Он перерезал кабели связи и сигнализации, но все планы едва не рухнули из-за упрямого часового. Солдат-срочник, не знавший Зуева, наставил на него автомат, и летчику пришлось ретироваться. Тогда он дождался смены часовых. Новый военнослужащий знал Зуева, поэтому подпустил его достаточно близко к себе, хотя и не собирался давать ему доступ к самолету.
Тогда пилот набросился на него, пытаясь обезоружить. Часовой не собирался сдаваться, и тогда Зуев выстрелил в него из своего табельного пистолета. «Побег по политическим мотивам» превращался в откровенную уголовщину.
Часовой оказался стойким парнем. Будучи раненным, он все-таки открыл огонь по Зуеву. Тот получил ранение руки, но сумел поднять в воздух МиГ-29.
А дальше перебежчик собирался устроить погром на аэродроме, расстреляв самолеты дежурного звена. К счастью, в горячке Зуев забыл отключить блокировку авиапушки. Опасаясь преследования, он развернул истребитель в сторону турецкой границы.
Преследование действительно было, но настичь МиГ не успели – он уже летел в небе Турции.
Работал консультантом и разбился на «Яке»
После того, как Александр Зуев был оправдан турецким судом, он переехал в США и поселился в Сан-Диего.
Книга о его побеге вышла в 1992 году, но большого резонанса не вызвала. К тому времени Советский Союз исчез с карты мира, и на этом фоне похождения летчика Зуева выглядели сущей мелочью.
Какое-то время Александр Зуев консультировал американских бизнесменов, которые собирались инвестировать деньги в России. Кроме того, его консультации потребовались ВВС США во время операции «Буря в пустыне».
А потом Зуев и вовсе исчез из поля зрения журналистов. О нем вспомнили в июне 2001 года, когда в 160 км севернее Сиэтла разбился советский учебно-тренировочный самолёт Як-52. Погибшим в авиакатастрофе летчиком был Александр Зуев, чуть более месяца не доживший до своего 40-летия.
Некоторые любители конспирологии заговорили о том, что до сбежавшего пилота добрались российские спецслужбы. Наверное, случись подобное сейчас, такие обвинения могли бы прозвучать в Вашингтоне и на официальном уровне. Но в начале 2000-х до этого не дошло. Ну, разбился, и разбился – в авиации такое иногда случается. Даже с военными летчиками 1-го класса.