19 октября 1875 года Дмитрий Менделеев представил проект высотного аэростата, который на много лет опередил своё время. АиФ.ru рассказывает о том, как великий учёный покорял небо.
Менделеев посвятил свою жизнь химии, изучая свойства газов и жидкостей, но только в привязке к практической деятельности, в том числе к кораблестроению и воздухоплаванию. Учёный считал, что «профессор, который только читает курс, а сам не работает в науке и не двигается вперёд — не только бесполезен, но прямо вреден. Он вселит в начинающих мертвящий дух классицизма, схоластики, убьёт их живое стремление».
Воздухоплаванию он посвятил несколько лет своей жизни, и связано это было с желанием изучить верхние слои атмосферы, где, по мнению Менделеева, «надобно искать зародыш всех погодных изменений, в погоде совершающихся». Стоит отметить, что воздухоплавание уже давно не было чем-то особенным в Европе: ещё в 1783 году французы Жозеф-Мишель и Жак-Этьенн Монгольфе совершали публичные полёты на воздушном шаре, а англичанин Джеймс Глешер в 1861–1863 году несколько десятков раз поднимался в воздух для исследования атмосферы.
Менделеева так захватила идея подняться выше англичанина, что он на некоторое время оставил все другие занятия и посвятил себя воздухоплаванию. В 1875 году он представил проект воздушного шара для полётов в стратосферу, но большинство учёных сочли такой полёт невозможным, и денег на осуществление проекта Менделееву найти не удалось. Интересно, что первый полёт в стратосферу был совершён в 1924 году на шаре, который во многом напоминал проект Менделеева.
И всё же знания в сфере аэронавтики вскоре очень пригодились учёному.
Риск ради науки
В августе 1887 года весь мир с замиранием сердца ожидал полного солнечного затмения, которое можно было увидеть от Германии до восточных берегов России. Менделеев в это время отдыхал в своём маленьком имении в 18 вёрстах от Клина (Московская губерния), занимаясь сельскохозяйственными опытами. Внезапно из Петербурга пришла телеграмма, в которой Императорское Русское техническое общество приглашало Менделеева как учёного, давно посвятившего себя вопросам воздухоплавания, подняться на воздушном шаре и совершить научные наблюдения за солнечным затмением. Думал 53-летний химик недолго.
Нужно отметить, что в России того времени полёты на аэростатах были огромной редкостью, и именно поэтому полёт Менделеева вызвал такой интерес: в поездах, уходящих из Москвы к месту полёта в Тверской губернии, невозможно было найти свободное место, а наблюдать за стартом собралась толпа в несколько тысяч человек.
«Ждали Менделеева, — рассказывал журналист и писатель Владимир Гиляровский. — В 6 часов 25 минут раздались аплодисменты, и из толпы к шару вышел высокого роста, немного сутулый, с лежащими по плечам волосами с проседью и длинной бородой человек. Это был профессор». Менделеев в коричневом пальто и охотничьих сапогах неумело влез в корзину шара, где его уже ждал поручик Кованько, который должен был управлять аэростатом.
И в этот момент выяснилось, что полёт невозможен: утренний дождь намочил аэростат, и тот не мог поднять в воздух двух человек. Меж тем до солнечного затмения оставались считанные минуты. Зрители видели, что Менделеев что-то сказал поручику, и тот вылез из корзины, вкратце объяснив профессору, как управлять аэростатом. После этого шар отвязали, и он начал подниматься. Менделеев выкинул из корзины табурет, на котором предполагалось сидеть, и начал руками выбрасывать отсыревший балласт из песка. Вскоре воздушный шар скрылся из виду в низкой облачности.
Один за облаками
После того, как Менделеев поднялся в воздух в одиночку, наступила темнота, и это, по воспоминаниям Гиляровского, удручающе подействовало на всех. Вскоре журналисты в Клину получили анонимную телеграмму «Шар видели — Менделеева нет», что вызвало панику.
В дневнике Менделеева первая запись была сделана в 6 ч 55 м, через 20 минут после взлёта. Учёный отметил температуру 1,2 градуса по Цельсию, показатель давления и записал: «Пахнет газом [шар был наполнен водородом — прим. ред.]. Сверху облака. Ясно кругом (то есть в уровне аэростата). Облако скрыло солнце. Уже три версты. Подожду самоопускания». Аэростат так и не смог подняться на ту высоту, которую требовали условия эксперимента (максимальный «потолок» полёта составил 3,8 км): солнце частично заслоняли облака. Впрочем, Менделееву всё-таки удалось провести некоторые наблюдения за солнечной короной. Когда настало время снижаться, выяснилось, что клапан, отвечающий за снижение аэростата,, неисправен. Меделееву удалось починить его, и примерно в 9 часов вечера шар пошёл вниз.
За время полёта шар покрыл расстояние около 100 километров и приземлился в районе деревни Спас-Угол между Калязином и Переславлем-Залесским. По иронии судьбы, имение это принадлежало писателю — сатирику М. Е. Салтыкову-Щедрину. Сев на поезд в Клину, Менделеев добрался до Москвы, где его встретили журналисты. За этот полёт учёному была вручена медаль Академии аэростатической метеорологии.
Позже он так вспоминал о том, что побудило его совершить опасный эксперимент: «...Немалую роль в моём решении играло... то соображение, что о нас, профессорах и вообще учёных, обыкновенно думают повсюду, что мы говорим, советуем, но практическим делом владеть не умеем, что и нам, как щедринским генералам, всегда нужен мужик для того, чтобы делать дело, а иначе у нас всё из рук валится. Мне хотелось демонстрировать, что это мнение, быть может, справедливое в каких-то других отношениях, несправедливо в отношении к естествоиспытателям, которые всю жизнь проводят в лаборатории, на экскурсиях и вообще в исследованиях природы. Мы непременно должны уметь владеть практикой, и мне казалось, что это полезно демонстрировать так, чтобы всем стала когда-нибудь известна правда вместо предрассудка».
Полёт Менделеева получил широкую огласку благодаря журналистам (в том числе и Гиляровскому), которые в красках рассказали о нём во всех крупных газетах Российской Империи, а учёный после этого полёта стал известен не только в узких кругах, но и по всей стране. В Московском политехническом Музее выставлена корзина воздушного шара, на котором великий химик совершил легендарный полёт.