Репутацией профессиональной, если в подобном будет замечен врач. И репутацией здравомыслящего человека во всех остальных случаях.
Причины, в общем, есть. Ситуация с нынешней астрологией и предсказаниями уж очень напоминает одного персонажа Джоан Роулинг из знаменитой серии о Гарри Поттере. Сибиллу Трелони – преподавателя прорицаний в школе для волшебников. Она постоянно находится под угрозой увольнения, поскольку настоящих сбывающихся пророчеств от неё не дождёшься, да и предмет, которым она занимается, мало кому интересен – разве что чересчур восторженным недалёким барышням. Держат её в школе только потому, что «так положено».
Современная астрология не обладает даже этим. Никакой «положенной» квоты под неё никто и нигде не выделяет. Она окончательно скатилась в маргинальные сферы уровня «позолоти ручку».
А ведь когда-то дела обстояли ровно наоборот. В Средние века такие уважаемые разделы нынешней большой медицины, как хирургия и фармацевтика, считались чем-то малообязательным, а то и вовсе скверным, поскольку предполагали «работу руками», до чего настоящий врач опускаться никак не может – его дело работать головой и витать в небесных сферах. Астрология же, посвящённая как раз тем самым сферам, наоборот, являлась не просто предпочтительной, но обязательной к изучению и приложению на практике.
Полуконь без пальто
Ещё раньше, на самой заре становления медицины, эта отрасль знания и астрология были практически синонимами. Во всяком случае исходили из одного корня. Что косвенно зафиксировано в знаменитой клятве Гиппократа, которая с некоторыми изменениями дошла до наших дней. Вот как она начинается: «Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели…»
Перечисленные имена имеют самое прямое отношение к миру медицины. Аполлон, как известно, бог врачевания, Гигиея и Панакея – соответственно богини здоровья и исцеления. Врач Асклепий – здесь и вопросов нет. Просто первый врач, который передал своё искусство всем остальным, заложив тем самым традицию обучения и основав корпорацию медиков как таковых.
Но от кого он сам научился врачеванию? Текст клятвы ответа не даёт. Но зато греческая мифология рассказывает о том, как появилась медицина и врачи весьма подробно. Дело в том, что Асклепий получил своё искусство не из рук бога. И не из рук человека. А из рук существа, принципиально отличающегося от всех остальных.
Кентавр Хирон – вот кто, согласно представлениям древних греков, наставлял Асклепия во врачебной премудрости. И именно Хирон, согласно преданию, первым разделил годовой путь Солнца по небосводу на 12 частей. То есть первым описал зодиакальный пояс и разбил его на 12 зодиакальных секторов‑знаков.
Разумеется, всё это – чистой воды мифология. Однако реальная жизнь Древнего мира всецело на неё опиралась. И эта точка опоры была ничуть не хуже других. Во всяком случае систематизация медицинских знаний была бы немыслима без научного аппарата астрологии.
Клавдия Птолемея, учёного из эллинистического Египта, заслуженно считают первым астрономом-теоретиком. Но при этом забывается, что именно он автор знаменитого труда «Тетрабиблос» – «Четырёхкнижия». Опираясь на понятия Аристотеля о природе и материи, а также используя самый совершенный на тот момент математический аппарат, он создаёт древнейшее руководство по западной астрологии. Существенную часть этого труда Клавдий Птолемей посвящает подробнейшим таблицам, утверждающим нерушимую связь между человеком, его болезнями и лекарствами от положения небесных светил. По большому счёту эта часть «Тетрабиблоса» на долгое время стала важнейшим сводом медицинских рецептов, каждый из которого был накрепко привязан в положению звёзд, – и горе тому, кто допустит ошибку.
«Жизненные соки»
Нынешние горе-гороскопы, уверяющие в том, что определённым знакам зодиака соответствует определённый цвет, стихия и металл, родом тоже из тех времён. И надо сказать, что тогдашним астрологам удалось определить развитие медицинской науки на многие столетия вперёд. Кое-что осталось неизменным и по сей день. Скажем, психологи оперируют четырьмя основными психотипами человека. Те восходят к понятию четырёх темпераментов – каждый, наверное, знает, что такое холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Представление о темпераментах, в свою очередь, базировалось на доктрине четырёх «жизненных соков» человеческого организма, которыми, согласно Гиппократу, были кровь, чёрная желчь, флегма и жёлтая желчь. За «жизненные соки» отвечали металлы и стихии, которые были неотделимы от планет. И от их хода по небосводу.
Пока все «жизненные соки» в гармонии, человек здоров. Но стоит какому-то из них «изменить своё течение», человек начинал хворать. Чтобы восстановить правильное течение «сока», надлежало использовать соответствующее лекарство – траву и минерал. И только в согласии с соответствующим ходом светил. Грубо говоря, если болит старый перелом – приложи к нему железо в момент, когда Марс входит в знак Овна, а также используй препараты на основе тёрна и чертополоха.
Сейчас это кажется примитивным и смешным. Но по большому счёту именно эта ерунда мало-помалу привела к систематизации знаний относительно траволечения. А также к серьёзному прорыву в фармацевтике – появлению лекарств минерального происхождения.
Другое дело, что всерьёз эти достижения не принимались. Дальнейшее магистральное развитие астрологии и медицины бок о бок привело к совершеннейшей путанице. Уже в эпоху Возрождения катавасия в этих делах стала феноменальной.
Врач или астролог?
Простой вопрос – кто в те времена был самым знаменитым врачом? Ответ будет молниеносным: конечно, Парацельс! Точно так же стремительно ответят и на вопрос, кто был самым знаменитым астрологом и прорицателем. Нострадамус, тут и думать нечего!
На самом деле подумать придётся. Потому что с современной точки зрения всё обстояло с точностью до наоборот.
Тот же Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм, которого чаще называют Парацельсом и считают непревзойдённым медиком, в реальности был скорее астрологом. Нет, он, конечно же, высказал прогрессивную мысль о том, что человеческое тело содержит те же вещества, что встречаются в природе, и ввёл в медицинский обиход химию. Но мыслил он при этом весьма оригинально. Вот что Парацельс писал о лекарствах и о том, как их следует применять: «Что можно сказать о лекарствах для матки, которые ты даёшь женщинам, если они не учитывают влияния Венеры? Что такое лекарство для мозга, если оно не привлекает на помощь Луну? Оно проходит через желудок и кишечник, не оказывая никакого воздействия. Искусство состоит в том, что ты не должен говорить: мелисса – целебная трава для матерей, майоран действует на голову. Так говорят люди неразумные. Их благотворное воздействие гораздо больше связано с Венерой и Луной. Именно это должен знать врач, если речь идёт об основах искусства врачевания. Если он не знает этого, то он не кто иной, как обманщик, и занимается искусством лечения как крестьянин, который опускает тыкву в вино и лечит этим всех людей».
Мишель де Нотрдам, напротив, был именно что врачом, притом довольно успешным. Известно, что элементарными мерами по части гигиены и санитарии он значительно снизил масштабы эпидемии чумы как минимум в двух городах Прованса – Эксе и Салоне. Можно сказать, что по-настоящему спас их.
Но когда он поступал в Университет Монпелье, случился скандал. Молодому Мишелю следовало представить документы, подтверждающие то, что он родился в законном браке, что ему не менее 22 лет и, главное, что он никогда не занимался «ручным трудом». К последнему, то есть к ремёслам, тогда относились хирургия и аптекарское ремесло. И вот тут-то произошла заминка. Нострадамуса уличили во лжи: «Тот, кто здесь записан, как Мишель де Нотрдам, был аптекарем. Мы были уведомлены об этом аптекарем его города. Потому-то я, Гийом Ронделе, как прокуратор студентов, вымарал его имя из реестра студентов». И Нострадамусу пришлось доказывать свою лояльность профессии. Хотя, по нашим понятиям, он был отличным врачом-практиком, к тому же ещё и с фармакологическим опытом.
Путаница эта не изжита и по сей день. Но, к счастью, «астрологическая медицина» вытеснена на периферию. Хотя и не вполне – свидетельством чему многочисленные «диеты по гороскопу» и «лечение по зодиаку», возвращающие нас во времена кентавра Хирона.