Примерное время чтения: 8 минут
5978

Литовский стыд. Почему президент Науседа боится сказать правду о Холокосте?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. Иваново детство и кассетная бомба 04/10/2023
Заключенные-евреи. Вильно, Литва, июль 1941 года.
Заключенные-евреи. Вильно, Литва, июль 1941 года. / German Federal Archives / Commons.wikimedia.org

80 лет назад, 23 сентября 1943 года, началась ликвидация Вильнюсского гетто, в котором к тому моменту проживало около 8 тысяч человек. До войны еврейское население Вильнюса насчитывало свыше 80 тысяч человек.

23 сентября в нынешней Литовской Республике считается «Национальным днём памяти жертв Холокоста». Эту мемориальную дату учредили в 1994 году. В принципе, ничего из ряда вон выходящего в этом нет. За исключением самой даты.

Дата для отвода глаз?

Для властей независимой Литвы она очень удобна, как бы ни цинично это звучало. Приурочить день памяти жертв Холокоста к ликвидации Вильнюсского гетто — отличный ход, поскольку таким образом можно довольно эффективно отвести глаза значительной доле мирового сообщества. Решение о ликвидации не только Вильнюсского, а вообще всех гетто на оккупированной территории СССР было принято верхушкой нацистской Германии — 21 июля 1943 года был издан соответствующий приказ рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера. Стало быть, трагедия литовских евреев лежит на совести только и исключительно нацистов — это ведь они раскидали часть жителей Вильнюсского гетто по другим концлагерям, а остальных расстреляли! Известно же, что в печально известный лагерь смерти Собибор из Вильнюса было отправлено 4 тысячи человек, и нельзя сказать, чтобы их судьба была чем-то завиднее судьбы расстрелянных сразу...

Вина нацистов давно доказана, и они получили своё. Но не будем забывать, что ликвидация Вильнюсского гетто была только финальным аккордом Холокоста в генеральном округе «Литва» рейхскомиссариата Остланд. Начало геноциду, в ходе которого было уничтожено от 95 до 97% еврейского населения — а это самый высокий процент в Европе — было положено ещё до формирования оккупационной администрации.

И даже до появления передовых частей наступающей немецкой армии. Если уж судить по справедливости, то настоящий День памяти жертв Холокоста в Литве следовало бы приурочить к совсем другой дате — 23 июня 1941 года.

«Должны радостно встречать немецких солдат»

Правда, она уже занята — Литва в этот день празднует то, что назвали «Июньским восстанием». Считается, что в тот день в Каунасе внезапно восставшие литовцы свергли «ненавистную советскую власть» и провозгласили восстановление независимости Литвы. В реальности же город, уже оставленный частями РККА, оказался в руках боевиков из Фронта литовских активистов — подпольной ультраправой организации. Они действительно захватили радиостанцию и начали вещание. В частности, в эфире прозвучали слова: «Мы должны радостно встречать немецких солдат, оказывая им помощь».

О том, какую именно «помощь» оказали немецким солдатам «восставшие против советской власти», некогда рассказывал один из очевидцев — Лариса Страдалова. В 1941 году ей было 12 лет, она вместе с матерью бежала от немцев из Литвы в сторону Пскова: «Когда вместе с другими беженцами мы пришли в ещё не занятый немцами Каунас, увидели жутчайшую картину: всюду валялись истерзанные, замученные тела женщин и детей... Перед глазами много лет стояли вспоротые животы, выколотые глаза, отрезанные груди и детишки с проломленными черепами. Более страшной картины мне не приходилось видеть, хотя три года мы с мамой жили под немецкой оккупацией в деревне недалеко от Пскова, где тоже насмотрелись немало ужасов».

Так, ещё до прихода немцев, начался Каунасский погром, который длился неделю. И свидетельства тех, кто чудом уцелел, способны вызвать приступ дурноты даже у стойкого человека: «Раввину Салману Оссовскому двуручной пилой отпилили голову, его брата Иосифа распилили пополам, главе виллиампольской еврейской общины Абрахаму Гродзенскому выкололи глаза и отрезали язык, директора детского дома в Виллиамполе Моисея Ушицкого посадили на кол перед зданием детского дома... Рабочий Бенцль Файн проломил топором голову бандита, застрелившего его жену, в отместку за это литовские националисты разорвали Файна двумя машинами, а его ребёнку оторвали голову и выкинули её на улицу, где она лежала несколько дней...»

Играл литовский гимн на телах убитых

То, что творилось в Каунасе, изумляло даже немцев. Вот что рассказывал один из немецких солдат, ставший свидетелем публичных пыток и убийств, которые были устроены в центре Каунаса: «Молодой мужчина с засученными рукавами был вооружён железным ломом. К нему подводили человека из стоящей рядом группы людей, и он одним или несколькими ударами по затылку убивал его. Таким образом он менее чем за час убил 45–50 человек. После того как все были убиты, молодой мужчина положил в сторону лом, пошёл за аккордеоном и взобрался на тела убитых. Он заиграл литовский национальный гимн. Поведение стоявших вокруг гражданских лиц, среди которых были женщины и дети, было невероятным — после каждого удара ломом они аплодировали, а когда убийца заиграл литовский гимн, толпа подхватила его...»

Три года назад на памятной церемонии поминовения, проведённой, конечно же, 23 сентября, президент Литовской Республики Гитанас Науседа наконец-то признал то, чего от официальной литовской власти не могли добиться очень долго. А именно — согласился с тем, что ответственность за Холокост в Литве несут не только нацисты. Но с какой формулировкой? А вот с какой: «Трудно было признать, что граждане нашего государства погибли и от рук литовцев». То есть главные виновники — всё-таки нацисты, а литовские националисты просто «слегка помогли».

О том, что литовские националисты заранее готовили Холокост, не было сказано ни слова. А ведь готовили. Так, 10 мая 1941 года один из учредителей Фронта литовских активистов, публицист и поэт Бронис Райла, годом ранее бежавший в Германию, выпустил программную статью «За что борются активисты?» Вот небольшая цитата: «Фронт литовских активистов полон решимости, восстановив новую Литву, незамедлительно и до основания очистить литовский народ и литовскую землю от евреев, паразитов и выродков. В свете этой задачи очищение от евреев составляет самую главную её часть».

Чего они боятся?

И ни слова о том, что даже после изгнания из Литвы немцев эхо Холокоста ещё долго звучало на этой земле. Те самые «лесные братья», которые в нынешней Литве считаются национальными героями, после войны уже не могли как следует развернуться на поле «очищения Литвы от евреев», поскольку и сами они, и нацисты уничтожили практически всех. Но звериная ненависть жгла сильно. И потому они убивали тех, кто осмелился когда-то помогать евреям. Вот как об этом рассказывал Нахман Душанский, выходец из семьи литовских евреев, офицер НКВД, боровшийся против «лесных братьев»: «Во время допроса спрашиваю у одного из взятых в плен бандитов из группы Лукши: „Ну, ладно, стреляли вы раньше в милиционеров, в коммунистов, в красноармейцев, но своих, простых литовцев, за что убивал? Лесника за что убил? Он же с нами не сотрудничал...“ Услышал от „повстанца“ в ответ: „А этот лесник в войну 10 евреев спас, за это и поплатился“... Проверили, и оказалось, что действительно этот лесник у себя укрывал от немцев и полицаев 10 человек, сбежавших из каунасского гетто...»

Может быть, именно страх перед «лесными братьями», которые убивали литовцев, симпатизирующих евреям, и мешает нынешней литовской власти полностью признать ответственность за Холокост?

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах