Примерное время чтения: 5 минут
4934

Лев с лицом фараона. Египтолог назвал реальные загадки Большого Сфинкса

В недавнем исследовании учёные из Нью-Йоркского университета объяснили, как была создана древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура — Большой Сфинкс в Гизе. Для Египта он стал одним из символов и важнейшей достопримечательностью.

Значит ли это, что теперь все тайны Сфинкса раскрыты? Что ещё неизвестно об этой скульптуре? И есть ли под ней секретные помещения и подземные ходы, о чём тоже давно говорят?

Соавтором выступила природа

Как писал ранее aif.ru, американские учёные решили проверить экспериментом гипотезу, предложенную более 40 лет назад египетско-американским геологом Фаруком Эль-Базом. Ещё в 1981 году он предположил, что значительную роль в формировании облика Большого Сфинкса сыграл ветер. Он создал скальное образование, формой напоминающее лежащего льва. Такие формы рельефа, возникающие в пустынях и полупустынях, называют ярдангами.

Древним строителям оставалось обтесать фигуру, сделав Сфинксу лапы, спину и детали лица. Таким образом, он не был полностью построен египтянами. Их соавтором выступила сама природа.

Учёные из Нью-Йоркского университета смоделировали процесс формирования ярданга в условиях пустыни. Они сделали из мягкой глины, внутри которой находился более твёрдый материал, макет горы и воздействовали на него быстрым потоком воды. По задумке, он имитировал ветер.

В итоге получилась фигура, отдалённо похожая на Сфинкса. Это, по мнению авторов исследования, доказывает правоту гипотезы о частично природном происхождении статуи.

Ярданги в китайской пустыне.
Ярданги в китайской пустыне. Фото: www.globallookpress.com/ Xinhua

Кто из фараонов более «солнечный»?

С вопросом, какие тайны Большого Сфинкса остаются неразгаданными до сих пор, мы обратились в Международный учебно-научный центр египтологии им. В. С. Голенищева РГГУ.

«Сфинкс, охраняющий некрополь в Гизе, с глубокой древности являлся одним из важнейших памятников страны. Для нас он стал символом великой цивилизации Нильской долины, — говорит ассистент центра Евгений Барсуков. — Этот удивительный памятник привлекал внимание исследователей с момента зарождения египтологии как науки. Сейчас мы многое знаем о нём, но сказать, что мы знаем всё, нельзя. Такое утверждение было бы некорректно.

На данный момент точно установлено, что скульптура была создана в эпоху IV династии, когда египетская цивилизация достигла первого пика своего развития. Её отличительной чертой стало невероятное самообожествление царя, связанное в том числе с усилением роли солнечного культа. Здесь мы сталкиваемся с первой проблемой: кого из царей этого времени должен был олицетворять сфинкс?

По самой распространённой версии, прототипом для лица являлся Хафра (фараон из IV династии, правивший примерно в 2547-2521 годах до н. э., — прим. ред.), в припирамидный комплекс которого и включена скульптура. Но есть вероятность того, что лицу сфинкса были приданы черты Хуфу (он же Хеопс, правил в том же веке, но чуть раньше, — прим. ред.), отождествлявшего себя с солнечным богом-демиургом».

Колосс, переживший смуту

«Есть и вторая проблема: первоначальный вид памятника, — продолжает Евгений Барсуков. — Мы примерно представляем себе, как на протяжении времени менялся его облик, но дать однозначный ответ на этот вопрос пока нельзя. Здесь речь идёт не о фантастических теориях о переделке головы статуи, а скорее об уточнении деталей: как первоначально выглядела борода сфинкса, был ли он расписан в эпоху Древнего царства, предполагалось ли изначально, что под его бородой будет находиться статуя царя?

Есть вопросы и о существовании Большого Сфинкса до эпохи Нового царства, когда он стал центром поклонения. Как этому колоссу удалось пережить смуту, охватившую страну в I Переходный период, когда многие изображения царей были разбиты? На эти вопросы учёным в будущем ещё предстоит ответить.

Что касается разговоров о неизвестных подземных камерах, тут стоит заметить, что после довольно продолжительных исследований, в том числе геологических, ничего, кроме пары уже известных отверстий, выявлено не было. Да и открытые ранее отверстия, судя по всему, были вырублены древними искателями сокровищ. А исследований было проведено действительно много.

Если подытожить, то реальными „загадками“ сфинкса являются мировоззренческие концепции его создателей, ответ на вопрос, кого из царей изображает его лицо, детали его внешнего вида в момент создания (до реставрации, проведённой в эпоху Нового царства), а также в целом судьба памятника до этого времени».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах