Гибель пассажирского лайнера «Титаник» стала сюжетом, к которому за последующее столетие киноделы разных стран обращались неоднократно.
Смотрите в «Ударнике»
Советские кинозрители впервые смогли познакомиться с историей знаменитой морской катастрофы за полвека до выхода ленты Джеймса Кэмерона.
«Смотрите на экранах! Новый заграничный фильм “Гибель „Титаника“», — такие афиши в мае 1949 года звали москвичей в «Ударник», «Художественный» и другие столичные кинотеатры.
Публика знала, что лента относится к так называемому «трофейному кино». В это число, правда, попали не только немецкие, но также и американские и европейские ленты, пленки с которыми оказались на территории Германии в руках Красной Армии.
Но вот «Титаник», как называлась картина 1943 года в оригинальной версии, была действительно немецкой. И, более того, идею такой картины предложил министр пропаганды Третьего Рейха Йозеф Геббельс.
Из более чем 1000 картин, снятых в нацистской Германии, пропагандистскими считаются от четверти до трети. Геббельс решил сделать «Титаник» ударом по британцам и американцам, показав, что катастрофа стала возможной из-за их «непомерной жадности».
Денег не жалеть
Не то чтобы это было совсем неправдой, но Геббельс решил усилить все до гротеска. В качестве положительного героя в сюжете появился немецкий моряк, входящий в экипаж, чего в действительности не было. В помощь ему была придана возлюбленная, аристократка из Российской империи, мужа которой царское правительство отправило в Сибирь.
Эта парочка, действуя смело и решительно, спасала пассажиров от гибели, в то время как остальные члены экипажа, включая капитана, представали существами совершенно безвольными.
На свою затею Геббельс не поскупился, выделил на съемки 4 миллиона рейхсмарок, что равнялось бюджету в среднем трех-четырех картин того времени.
Съемки поручили одному из ведущих режиссеров Третьего Рейха Герберту Зельпину. Работа над фильмом началась в мае 1942 года на Балтийском море, а в качестве декорации был задействован немецкий океанский лайнер «Кап Аркона», во время войны реквизированный для нужд армии.
Донос на режиссера
С самого начала все пошло наперекосяк. Режиссер требовал от офицеров гитлеровского флота помощи в создании сложных трюковых сцен, а те в ответ заявляли, что в их обязанности это не входит. Набранная из моряков массовка грубо заигрывала с актрисами, и Зельпина это выводило из себя.
В конце концов, режиссер на ужине с коллегами наговорил массу нелестных вещей о военных моряках, вермахте, да и о боссах Третьего Рейха.
Работавший на картине сценаристом Вальтер Церлетт-Ольфениус донес об этом генеральному секретарю Имперской палаты культуры Хансу Хинкелю, а тот сообщил лично Геббельсу.
Вскоре за Зельпиным приехали гестаповцы, доставившие режиссера к министру пропаганды. Геббельс явно рассчитывал, что режиссер будет в ужасе каяться, но тот не стал отказываться от собственных слов. Министр пропаганды приказал поместить Зельпина в тюрьму, где его уже на следующее утро нашли повешенным.
В СССР можно, в Германии — нельзя
Дальнейшую работу над «Титаником» поручили Вернеру Клингеру, а съемочной группе передали предупреждение: недовольные могут последовать вслед за покойным режиссером.
В итоге фильм сняли к весне 1943 года, и премьера была назначена на 30 апреля. Однако кинотеатр, где планировали пышную церемонию, накануне разрушила британская авиация.
Показали «Титаник» публике только осенью 1943-го, причем не в Германии, а во Франции, Бельгии и других оккупированных западных странах.
Геббельс посчитал, что смотреть такое самим немцам уже не стоит: хаос, большие жертвы и паника приближались к границам Третьего Рейха, и подогревать все это фильмом-катастрофой, по мнению министра, им было не нужно.
На Западе «Титаник» пролежал «на полке» полвека — в Германии его, причем с купюрами, впервые показали в 1992 году.
А вот странам социализма в начале Холодной войны антикапиталистический и антибританский пафос ленты пришелся весьма кстати.
Настоящая трагедия: на борту «киношного» «Титаника» британцы убили более 4500 узников концлагерей
Судьба судна «Кап Аркона» оказалась еще более трагичной, нежели у «Титаника», роль которого исполнил немецкий корабль. В апреле 1945-го он был превращен в плавучую тюрьму, в которой разместили не менее 5000 узников концлагерей.
3 мая 1945 года в Любекской бухте судно «Кап Аркона» атаковали бомбардировщики Королевских ВВС Великобритании. На борту возник пожар, после чего лайнер лег на борт и утонул. Тех заключенных, кому удалось вырваться, в воде расстреливали британцы.
Аллан Вайз, лётчик 193-й эскадрильи Королевских ВВС, вспоминал: «Мы расстреливали их в воде из 20-миллиметровых пушек. Это был кошмар, но нам отдали приказ и мы его выполнили. Такова война!»
Из 5000 узников спастись удалось менее чем тремстам, причем в это число иногда включают и выживших членов команды судна.
Британское командование ссылалось на ошибочные разведданные — якобы на «Кап Арконе» намеревались сбежать высшие чины СС. Ответственности за случившееся никто не понес.
Вальтер Церлетт-Ольфениус после войны был приговорен к 4 годам исправительных работ за сотрудничество с нацистами, но был оправдан в результате апелляции.