Примерное время чтения: 14 минут
4012

Конфета особой важности. Неожиданные открытия реставраторов в музеях

Кадр из видео / Кадр из видео

Недавняя история из Эрмитажа о случайно найденной конфете сестры Николая II показала, что музеи таят в себе массу удивительных посланий из прошлого, о которых мы даже не догадываемся. АиФ.ru собрал самые неожиданные из таких находок реставраторов.

Реставраторы музеев постоянно убеждаются в том, что бесценные клады из прошлого могут долго скрываться прямо посреди сокровищ. Перед Новым годом все узнали, что история Российской империи может быть в буквальном смысле сладкой на вкус: в Эрмитаже случайно нашли надкусанную конфету сестры Николая II. А в Англии неожиданно выяснилось, что хвостатые грызуны могут быть хранителями истории. При восстановлении старинной усадьбы там нашли ценные артефакты в крысиных гнёздах. АиФ.ru рассказывает о самых неожиданных находках такого рода, сделанных реставраторами.

Конфета Российской империи

В минувшем году художник-реставратор высшей категории из Эрмитажа Галина Фёдорова как будто получила подарок от прошлого за свой труд по его сохранению. Большой сюрприз ей преподнесло платье дочери Александра III, великой княгини Ксении Александровны. При его восстановлении сотрудница музея случайно обнаружила в рукаве недоеденную конфету в виде помадки. Удивительно, что сладость пролежала там целых 118 лет! Дело в том, что богато украшенный атласный наряд пошили специально к костюмированному балу 1903 года по случаю 300-летия Дома Романовых. Именно в нём на торжестве блистала 28-летняя сестра будущего российского императора Николая II, что подтверждает фотография того времени. О необычной находке стало известно из видео, размещённого в Instagram-аккаунте Эрмитажа.

Во время реставрации платья для выставки Галина Фёдорова обследовала складки, где скапливается мусор, и нащупала что-то плотное в одном из рукавов. Ткань слабо скрепляла нитка, которую реставратор аккуратно достала. И в этот миг ей прямо в руку выпало что-то розоватое. Удивлённая женщина инстинктивно лизнула находку и ощутила сладкий вкус. Остальное подсказала логика.

Вероятно, великая княгиня надкусила конфету незадолго до того, как кавалер повёл её на танец. В спешке она могла сунуть сладость за обшлаг рукава и потом забыть про неё. На помадке угадывается тиснение какого-то кондитера-поставщика императорского двора. Исследовавшие конфету биологи убедились, что её в принципе даже можно съесть. На ней не нашли никаких микроорганизмов. Теперь лакомство исторической важности будет храниться в коробочке рядом с платьем.

Здесь был кот

В Италии необычный след в истории оставили братья наши меньшие, причём они сделали это и в переносном, и в буквальном смысле. Во время реставрации самого знаменитого собора Флоренции Санта-Мария-дель-Фьоре, построенного в XIII–XV веках, на его крыше обнаружили многочисленные отпечатки лап разных животных. Свои «автографы» там оставили не только вездесущие кошки, но также собаки, куры, лисы, олени и даже европейские сосновые куницы. Любители конспирологии могли бы выдвинуть невероятные гипотезы о летающих животных, будь они на месте учёных. Но у следов на крыше нашлось вполне адекватное объяснение, хотя это не делает само случайное открытие менее интересным.

Следы средневекового кота на крыше собора во Флоренции.
Следы средневекового кота на крыше собора во Флоренции. Фото: Кадр из видео/ Кадр из видео

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре покрыт терракотовыми плитками, изготовлением которых 6 веков славились мастера из небольшого городка Импрунета на юге Флоренции. Но, как оказалось, их работа никогда не обходилась без «соавторства» с окружающей природой. Перед обжигом в печи черепицу выставляли сушиться на открытом воздухе, где свободно разгуливали дикие и домашние животные. И как раз в такие моменты они увековечивали свои лапы на века. Если глина была уже подсохшей, следы получались совсем неглубокими и не снижали качества плитки. Поэтому много веков назад строители без колебаний покрыли ей крыши. Немного жаль, что у современных итальянских котов нет возможности для такого самовыражения. Современную черепицу не раскладывают перед обжигом где попало.

Крысиная история

Ещё более забавно, что животные могут хранить человеческую историю, пусть даже небольшими, рваными фрагментами. Фактически именно так получилось в британском графстве Норфолк, где расположена старинная усадьба Оксбург-холл, входящая в число главных достопримечательностей Англии. Её построил в далёком 1482 году знатный сэр Эдмунд Бедингфельд, и разумно, что через 500 с лишним лет здесь решили копнуть поглубже. Во время начатой в 2016 году масштабной реставрации руководство музея надеялось попутно получить новые исторические данные. Добыть их планировали путём анализа краски, обоев, настенных росписей. И никто не мог представить, что самый бесценный материал дадут хвостатые архивариусы.

Массу уникальных старинных артефактов реставраторы обнаружили в крысиных гнёздах под половицами чердака. Самым важным из этих припасов оказались лоскуты расшитого золотом шёлка и рукописные религиозные манускрипты XV века. В числе прочего грызуны сохранили лист из «Королевских псалмов» 1568 года, владельцем которых мог быть сам Эдмунд Бедингфельд. Все найденные вещи стали свидетельством того, что знатное семейство было очень набожным. Примечательно, что во времена Бедингфельда королевская власть преследовала католиков, и им приходилось скрывать свои взгляды. Соответствующие религиозные атрибуты люди тоже прятали, и, возможно, благодаря этому найденные вещи могли оказаться в крысиных норах. Уникальные артефакты займут своё место в экспозиции музея.

Череп арабского курьера

В этой истории тоже не обошлось без животных, хотя они в ней не главные. Речь о диораме «Арабский курьер, атакованный львами», созданной в честь Французской колониальной империи таксидермистом Эдуаром Верро. Работа была подготовлена для Всемирной выставки 1867 года в Париже и даже получила на ней награду за реалистичность. Впоследствии она перекочевала в США и после скитаний по разным экспозициям окончательно осела в коллекции питтсбургского Музея естественной истории Карнеги. Эта композиция с вымышленной сценой, в которой человек на верблюде пытается отразить нападение уже вымершего берберийского льва, на первый взгляд не несёт никакого явного негатива. Но американцы его нашли и в форме, и в содержании.

В 2016 году при реставрации диорамы музей исследовал чучела животных с помощью рентгена и анализа ДНК. Хотели проверить их подлинность, так как автор порой мухлевал для завышения цены своих работ. Но в этой реализма хватило с головой. Настоящими оказались не только когти львов, рёбра верблюда и некоторые другие кости. В голове всадника нашли настоящий череп человека, чего никто не мог представить. Хотя многие давно отмечали, что у фигуры уж очень натуральные зубы. Возможно, из-за этого в 2017 году из названия изъяли упоминание человека — теперь это «Лев, атакующий верблюда». А в 2020 году музей вообще убрал диораму с экспозиции, сославшись на отсутствие научной точности в изображении истории Африки и… на движение Black Lives Matter. Видимо, его активистов задело то, что череп мог принадлежать именно темнокожему человеку. Хотя в любом случае все кости белые.

Тайна портрета Ленина

Благодаря современным технологиям много важных открытий сделано в живописи. На картинах под слоями краски часто находят эскизы, ранние версии работ и даже новые смыслы. Но одним из самых неожиданных оказался результат работы специалистов Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. Штиглица, несколько лет занимавшихся реставрацией портрета Владимира Ленина на фоне Петропавловской крепости. Без малого сто лет этот гигантский холст размером четыре на три метра провисел в актовом зале одной из старых школ Северной столицы. Ещё в год смерти вождя мирового пролетариата его написал художник Владислав Измаилович. И вот теперь выяснилось, что он был не только хорошим живописцем, но и отважным  хранителем дореволюционного искусства.

В 1970-х годах картина получила сквозное повреждение, благодаря которому реставраторы заметили скрытое изображение на её обратной стороне. Там нашли церемониальный портрет Николая II, написанный в 1896 году Ильёй Галкиным. Последний русский царь был врагом Ленина, и эта близость полярных фигур стала главной неожиданностью. В то же время это символизирует неразрывность истории. Если бы художник просто хотел повторно использовать готовый холст, он бы писал Ильича прямо поверх монарха. Живописцы часто так делали. Но Владислав Измаилович рисовал на обратной стороне, при этом скрыв изображение Николая II слоем водорастворимой краски. По мнению специалистов, он рассчитывал, что оригинал когда-нибудь найдут и восстановят. В таком случае художник сильно рисковал, ведь большевики беспощадно боролись с контрой и всеми символами прошлого. Но он всё верно рассчитал, фактически сделав Ленина оберегом своей тайны.

Послание в бутылке

Сами реставраторы тоже оказались мастерами делать сюрпризы. Одним из них стала находка в Юсуповском дворце Санкт-Петербурга, который давно привлекает внимание любителей городской мистики в Северной столице. При восстановлении камина в Мавританской гостиной обнаружили бутылку от скипидара с запиской, ждавшей своего часа в глубоком вентиляционном ходе с 1936 года. Из-за странного текста сразу возникла версия, что это зашифрованное послание.

«Мы знаменитые реставраторы и художники в царствование великого т. Сталина вождя нашего народа ремонтировали сию Мавританскую комнату. Работали и наслаждались своими трудами. Все трезвые, целомудренные и сознательные оправдывали свою эпоху искусства, любили в чём и расписались», — сказано в записке (орфография оригинала). Далее в ней перечислены какие-то люди, в том числе «князь Тараканов лет ему 12 годков», «великомученик Фёдор Доронин лет ему от роду 115», «комсомолец, ядрёный парень и новый строитель жизни Володимир Мишанкин 16 лет», «великомученица Мария роста мала но умом богата».

Загадочное послание из бутылки.
Загадочное послание из бутылки. Фото: Кадр из видео/ Кадр из видео

Тех людей, которые сочли это приколом реставраторов, призвали не спешить с выводами. Мол, шутки про Сталина в 1930-х годах могли слишком дорого обойтись юмористу, чтобы он рисковал просто так. С другой стороны, в записке ничего такого нет. Вдруг реставраторы только хотели привлечь внимание и что-то сказать тем, кто будет сохранять Юсуповский дворец в будущем? Быть может, как в истории с картиной Ленина, они сообщают о находках, которые боялись приоткрыть в то время? Хотя здесь не исключён и совсем другой посыл: не стоит относиться ко всему слишком уж серьёзно. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах