Социальный лифт по-советски
Первый секретарь ЦК ВЛКСМ в 1986–1990 годах, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, кандидат исторических наук Виктор Мироненко:
«Что такое комсомол?» — так начиналась одна из песен тех лет. Действительно, что такое комсомол? У каждого, чья жизнь была с ним хоть недолго связана, будет свой ответ на этот вопрос. Мой ответ примерно такой: эта молодежная организация была такой большой и так была «вписана» в нашу историю, что что бы вы о ней ни сказали — хорошее и не очень — всё будет правдой. И всё будет не всей правдой о ней.
Равной ей организации в мире не было
Всё хорошее, что с нами было, начиная с 1918 года происходило и делалось с участием комсомола.
Вспомните лозунг: «Если тебе комсомолец имя, имя крепи делами своими». Кто почти что с нуля поднимал советскую индустрию, Днепрогэс, ГАЗ, БАМ? Кто распахивал целину? Кто первым уходил на фронт в годы войны? Кто, наконец, после войны восстанавливал разрушенные и затопленные шахты Донбасса, промышленность на освобожденных территориях, осваивал месторождения нефти и газа в Западной Сибири, с которых, кстати, Россия до сих пор кормится? Всё это были так называемые «комсомольские стройки», куда комсомолом были посланы сотни тысяч молодых людей.
Была ли это эксплуатация труда молодых людей? Наверное, и так можно сказать. Но для них это была возможность не только проявить характер, но и заработать неплохие деньги, которые они больше нигде не заработали бы. А потом на эти деньги купить, например, кооперативную квартиру. Молодёжные жилищные комплексы (МЖК) уже в позднесоветские годы позволили обеспечить жильём огромное количество молодых людей.
Коммунистический союз молодежи в СССР был уникальной организацией, равной ей в мире не было. Разве что китайский «комсомол» был (и пока им в чем-то остается) его увеличенной копией. То, чем располагал комсомол для решения стоявших перед ним задач, сегодня молодым людям просто трудно себе представить! Другое дело, какие задачи он перед собой ставил (или ставили перед ним), но его ресурсы — человеческие, организационные, финансовые — были колоссальными. Ничего даже приближающегося к ним сегодня у молодежных организаций и государственных органов, опекающих молодежь, нет. Газеты и журналы с многомиллионными тиражами, свое издательство, туристическое бюро, молодежные лагеря, тысячи мероприятий ежегодно! Вспомните хотя бы наши всемирные фестивали молодёжи и студентов, которые заставляли даже «идеологических противников» комсомола отвечать на них своими всемирными мероприятиями, заниматься своей молодежью. Всего не перечислишь.
Форма взросления или форма карьеризма?
Комсомол начинался как пролетарская организация, организация молодых людей, которые в массе своей в Российской империи были просто лишены будущего. Начинался и жил — во всяком случае, первые десятилетия существования — со всеми (коммунистическими) иллюзиями своего времени о «новом» справедливом мире, где все будут равны, все жизненные пути открыты. По существу комсомол был даже не организацией, а, повторюсь, колоссальной по размерам и возможностям системой социализации молодёжи. Он был органической частью Великой российской революции, которая началась где-то в 1905 году и, на мой взгляд, ещё не закончилась. Через него проходили все молодые люди в возрасте от 14 до 28 лет, за исключением небольшого числа «диссидентов» или тех, кого просто нельзя было вообще куда-либо принимать. Во-первых, это была форма взросления. Например, когда я вступал в комсомол, я помню, моим главным чувством было именно это — ощущение того, что я — уже «взрослый». Во-вторых, правы и те, кто утверждает, что членство в ВЛКСМ было формой лояльности к русской революции, к тому строю, который в стране был. И те, кто видел в нём лишь форму карьеризма. Но политики без карьеризма не бывает.
Сегодня в моде выражение «социальный лифт». Вот комсомол в СССР и был таким лифтом для миллионов молодых людей — пропуском (хорошо это или плохо) в тогдашнюю жизнь почти для всех и в административную государственную карьеру для сотен тысяч комсомольских работников. Ведь без вступления в ряды ВЛКСМ ты ничего не смог бы добиться — даже в институт поступить было нельзя. Да, за это продвижение приходилось расплачиваться, «играть по правилам». Комсомол требовал от своих членов идейного конформизма. В обмен на это, как практически всегда и везде бывало, молодой человек получал какие-то дополнительные возможности для самореализации.
Знаете, в комсомоле всё было как в жизни — кому-то везло, кому-то нет. Мне повезло. За годы работы в комсомоле я повстречал множество ярких, талантливых людей, с которыми мне было интересно. Но я понимаю, что многим не так повезло, как мне, и они, мягко говоря, недолюбливали эту организацию. В первую очередь потому, что на своем пути в комсомоле они могли встретить совсем других людей — скучных, бездарных или циничных. Кстати, моя собственная работа в комсомоле началась с очень неприятных обстоятельств. В нашем городе Чернигове, где я жил, произошло «ЧП районного масштаба» (почти как в повести Юрия Полякова, которая мне понравилась). Первый секретарь одного из двух райкомов комсомола был осуждён за изнасилование. Дело было тёмное, всех деталей никто не знал (говорили, что это был банальный адюльтер, но у девушки оказались влиятельные родители). Но представьте себе, как забурлил город после того, как всё это случилось! И вдруг мне говорят — ты пойдёшь в этот райком первым секретарём. Я, конечно, сопротивлялся (я уже работал преподавателем в пединституте), пока не оказался в очень высоком кабинете и мне не был задан сакраментальный вопрос: «У тебя сколько партийных билетов? Один? Ну тогда иди и работай».
С ликвидацией комсомола общество много потеряло
Стоит напомнить, что сам по себе комсомол никого плохому не учил и поступать плохо, за редкими исключениями, не требовал. Наоборот, учил, во всяком случае, на словах, быть честным, открытым, трудолюбивым. Учил любить Родину и быть готовым её защищать. Главная идея была воспитать нового человека, человека идейного — человека, так сказать, «выше желудка». Идея, согласитесь, красивая, но, увы, невыполнимая.
Но с ликвидацией этой организации — не по форме, а по содержанию — наше общество много потеряло. Тогда, в годы «перестройки» в условиях внезапно открывшейся свободы многие говорили о том, что стоит, мол, убрать этого «монстра» — и «расцветут сто цветов», множество молодежных организаций. Расцвели? Нет! Сколько лет прошло после роспуска ВЛКСМ, но на его месте не возникло чего-то не только сопоставимого по возможностям и ресурсам, но даже просто приближающегося к нему по этим показателям. Кто-то считает, что так и нужно, не нужно нам этого. Возможно. Но интересно — куда всё это подевалось? Кому и чему всё то, что было у молодёжи, мешало? Насколько я знаю, по сей день на том месте не возникло ни одной более или менее серьёзной организации. И современная молодежь может рассчитывать только на самую себя, никакого нового «механизма социальной защиты» на жизненном старте человека не создано. Комитеты по делам молодёжи (созданные при органах власти, кстати, комсомолом для «подстраховки» на случай его ликвидации, в ту же «перестройку»), при всем моем уважении, влияние в них имеют ничтожное, да и ресурсы минимальные, даже близко не соответствующие масштабу задачи, для решения которой они создавались.
Давно было сказано, что об обществе можно судить по тому, как оно относится к своим детям и старикам. Если общество всерьёз заботится о будущем, то оно должно в первую очередь думать о молодёжи, открывать ей возможности для роста, для самореализации. Когда у человека в силу естественных причин энергия «на максимуме», а возможности (если, конечно, нет богатых папы и мамы, как в советское время папы или мамы начальников) — «на минимуме». В этом, да ещё в вопиющей социальной несправедливости, упразднение которой как бы было главной целью комсомола, я вижу главный чудовищный парадокс нашего времени. Это одна из главных причин, почему страна топчется на месте.
Вот такие не очень праздничные размышления у меня получились. Но, всё равно, спасибо тебе, комсомол, за то, что ты нам дал. И прости за то, как мы этим всем воспользовались.
Стал кузницей менеджерских кадров
Комсомол для советской цивилизации был оптимальной формой организации молодёжи. А потом – вместе со всей этой советской цивилизацией – он рухнул в кризис.
Писатель, автор повести «ЧП районного масштаба», председатель Общественного совета при Министерстве культуры РФ Юрий Поляков
Движение в рай
– Для своего времени, я считаю, это была очень прогрессивная организация, которая очень много сделала и для ликвидации безграмотности, и для борьбы с беспризорниками, и для образования, социализации молодёжи. Это сейчас стремление построить рай на земле кажется нам несколько смешным. А тогда, в начале ХХ в., когда страна, раздираемая Гражданской войной, лежала в руинах, эта идея социального равенства и строительства светлого будущего, в котором никто ни в чём не будет нуждаться, считалась вполне реальной целью. Вызовы, связанные с культурной революцией, промышленным строительством, с войной и послевоенным восстановлением, комсомол принял очень достойно. Поэтому-то и день рождения комсомола праздновался как государственный праздник.
Перерос сам себя
Свою историческую миссию комсомол, пока его идеи и сама система этой организации соответствовали времени, выполнял. А потом вместе со всей советской цивилизацией ВЛКСМ впал в кризис. Виновата в этом прежде всего партия – ведь комсомол был её молодёжным отрядом.
Кризис в комсомоле возник в том числе и потому, что идеология не обновлялась, не учитывался рост уровня образования его членов. То, что могло вдохновить деревенского или рабочего паренька в 1925-м или 1935-м, уже не воодушевляло образованного 28-летнего аспиранта в 1980-м. Произошла некая обветшалость социальных целей. Да, советское общество не было изобильным, но с голоду тем не менее никто не умирал. Да, был определённый дефицит товаров, но сейчас же у людей тоже дефицит – только теперь у них дефицит денег при изобилии товаров.
Фактически исчезли коллективные сверхзадачи, которые объединяли молодёжь. Последней стал БАМ. Возникла некая атомизация общества. Так часто бывает, когда какие-то общие цели достигнуты: безопасность есть, никто не голодает, хочешь учиться – учись, хочешь работать – пожалуйста, везде требуются рабочие руки и т. д. И люди начали потихоньку расходиться по личным интересам.
Новые поколения комсомольских работников уже больше интересовались своей личной судьбой, карьерой, чем строительством общего светлого будущего. Потому что одно дело – быть комсоргом в роте, которая идёт в атаку на немецкие доты. А другое – если ты комсорг на крупном заводе, где есть возможность идти по ступенькам – в райком партии, потом в горком партии, потом в ЦК партии…
Кстати, в «ЧП районного масштаба» я описывал как раз такой аппаратный комсомол, в котором уже торжествовали чисто корпоративные интересы.
Постепенно людей, которые были не идейными комсомольцами, а хорошими функционерами, становилось всё больше и больше. Да и сама коммунистическая идеология превращалась в формальную вещь.
Стало понятно, что идея построения бесклассового общества не срабатывает, идея солидарности мирового коммунистического движения – тоже. Что нужно создавать общество достаточно сложное, где будут совмещены элементы социального государства и предпринимательства, где будет присутствовать религия, то есть организм гораздо более сложный. А комсомол, как и партия, продолжал опираться на давно обветшавшие идеи 1920–1930-х гг.
И те неглупые энергичные люди, которые пришли работать в комсомол в 1980-е, понимали, что, грубо говоря, они пытаются приделать электромотор к телеге, которую всегда тянули гужевым способом. Так, может, уж лучше на машину пересесть? Сколько можно этот мотор к телеге приделывать? Телегу-то для лошади изобретали, а для мотора что-то другое нужно.
Победил цинизм
Из комсомола вышло много успешных людей. В том числе и олигархи. Ходорковский работал в том же Бауманском райкоме комсомола Москвы, где и я, только лет на 10 позже.
Успешными стали люди не только циничные, но и те, кто искренне верил в идею и молодёжное братство.
Комсомол был одной из немногих структур в советском обществе, в которой готовили менеджеров. Если ты работал в комсомоле, то тебе обязательно поручали провести какое-то дело. И такой человек уже знал, как двигаются деньги, как всё организуется; он знал, что такое бизнес-план, хотя такого слова ещё тогда и не было. И когда страна была вброшена в рынок, эти люди были одними из немногих, кто мог реально что-то создавать. Вот в чём дело!
Комсомол же был мгновенно разгромлен, но не за идеологию. Перед тогдашней властью (в том числе и перед Ельциным) была поставлена задача демонтажа российской государственности. А молодёжная организация, достаточно мощная, мобильная, умеющая управлять молодёжью, с яркой историей, была опасна для Америки.
К тому же комсомол был одной из богатейших организаций – свои дома отдыха, турбазы, молодёжные театры, спортивные клубы, газеты, журналы. И возникла масса желающих всё это растащить.
Если бы у нас в 1991 г. к власти пришла сила, сориентированная национально, то комсомол бы никто не тронул - он и сейчас работал бы на страну. Он мог обновиться за счёт других задач, которые перед ним ставила бы новая политическая власть. Я очень хорошо помню комсомол после 1987 г. Было видно, что он готов резко измениться. Но ему не дали, потому что у тех, кто захватил власть в 1991 г., были другие задачи и другие планы на нашу страну.
Чем пытаются заменить комсомол?
В России насчитывается порядка двух десятков молодёжных организаций разной направленности: провластных, левых, правых, националистических. Некоторые из них претендовали на «донашивание штанов» ВЛКСМ.
«Молодая Гвардия Единой России» (МГЕР). Создана в 2000 г. под названием «Молодёжное единство». Прославилась провокациями против оппозиции. В августе 2010 г. активисты МГЕР были уличены в тушении лесных пожаров под Рязанью с помощью… фотошопа.
В соперничестве за административный ресурс с МГЕР сошлись «НАШИ», основанные в 2005 г. Василием Якеменко при поддержке администрации президента для противодействия акциям оппозиции. Распущены в 2013 г.
Движение «Россия молодая» (Румол) – российская проправительственная молодёжная общественная организация, созданная в 2005 г. Идеология движения – гражданский национализм. Движение известно митингами протеста у иностранных посольств, политическими уличными акциями, нападениями на политических оппонентов. Лидер – Максим Мищенко, приговорённый в 2017 г. к 2,5 года лишения свободы за мошенничество.
Ленинский коммунистический союз молодёжи РФ (лидер Владимир Исаков) – основанный в 1999 г. «преемник» ВЛКСМ. На 2017 г. гордился 56 800 членами и региональными организациями во всех федеральных округах.
«Евразийский союз молодёжи» – общероссийская политическая организация, созданная в 2005 г. как молодёжная структура Международного Евразийского движения. Объявила своей целью противодействие «бархатным революциям» на постсоветском пространстве. Декларирует наличие 25 тыс. сторонников, которых почему-то называет «опричниками».