15 июля 1099 года произошло одно из важнейших исторических событий, описанное ещё в «Повести временных лет» — христиане-крестоносцы взяли Иерусалим и освободили его от мусульман.
В 1095 году папа Урбан II призвал крестоносцев освободить Гроб Господень от мусульманского владычества, заявив, что храбрые воины после победы получат отпущение всех грехов и освобождение от долгов. Конечно, тут же появились страждущие «освобождения» должники, которые ринулись в сторону Иерусалима, желая списать долги, но были очень быстро повержены.
Только через два года, в 1097 году, было собрано объединённое войско из нормандских, французских и германских рыцарей, которое и двинулось на Иерусалим. Чтобы дойти до назначенной цели, им потребовалось более двух лет. Но не только по причине долгой дороги, но и потому, что рыцари не пропускали на своем пути ни один город. Одной из самых сложных для крестоносцев была осада Антиохии. Город был взят, но внезапно началась эпидемия тифа, которая буквально «выкосила» армию крестоносцев. От болезни погиб знаменитый епископ Адемар Монтейльский. Крестоносцам пришлось выждать ещё полгода, прежде чем они смогли восстановить силы и продолжить свой поход. Но войско рыцарей сократила не только эпидемия. Один из предводителей — Боэмунд Тарентский — после победы задумал провозгласить себя князем Антиохии, сесть на трон и не ходить дальше до Иерусалима. Два брата французского короля тоже удовлетворились захватом Антиохии и благополучно отчалили домой.
Проходя мимо Тира, Акры, Кесарии, начальство крестоносцев держалось изо всех сил, но потом его снова потянуло «налево». Командующие несколько дней думали, куда им податься, захватить ли Дамаск или напасть на Каир. В конце-концов было принято Соломоново решение идти дальше на Иерусалим.
Крестоносцы дошли до Иерусалима только 7 июня 1099 года. Историки пишут, что в момент, когда перед крестоносцами предстали заветные стены, рыцари упали на колени и начали молиться.
В этот миг с другой стороны за пришедшими наблюдали стражи халифа. Эмир Иерусалима Ифтикар ад-Даула не хотел сражений, поэтому предложил рыцарям, сложив оружие, пройти к святым местам, помолиться там и уйти домой. Ни одного желающего среди крестоносцев не нашлось. Начался месяц осады и страшных смертей, как с одной, так и с другой стороны. Мусульмане, желая прогнать рыцарей, отравили ближайшие колодцы и водоёмы, они перекрывали дороги для доставки продовольствия крестоносцам. Первая битва произошла 13 июня, когда рыцари начали штурм Иерусалима. Но они потерпели поражение. В дальнейшем судьба не предвещала христианам ничего хорошего. Несколько кораблей, доставлявших продовольствие для армии крестоносцев, были захвачены мусульманами, а из Египта на них уже шла фатимидская армия.
Был ли это хитроумный план военачальников или же действительно кому-то пришло видение, но уже отчаявшимся, оголодавшим крестоносцам было объявлено, что к ним явился скончавшийся от тифа епископ Адемар Монтейльский и потребовал совершить крестный ход вдоль Иерусалима. И тогда удача снова будет на их стороне.
8 июля крестоносцы босиком с молитвами прошли вдоль стен Иерусалима. Конечно, с другой стороны подобное явление не осталось незамеченным. Многие мусульмане забрались на стены и начали высмеивать шествующих. Конечно, после подобных выходок войско христиан морально было готово стоять насмерть и сложить голову за свою веру. В считанные дни были построены осадные башни, метательные машины и начат штурм. 14 июля на Иерусалим полетели стрелы и камни. В ответ на захватчиков с большой высоты выливали кипящую воду и кидали горящие тряпки и доски. Уже через сутки, 15 июля, Иерусалим пал. То, что случилось потом, до сих пор вызывает исторические споры. Кто-то называет крестоносцев спасителями, а кто-то — жестокими варварами.
Факты таковы, что после падения Иерусалима внутри города началась резня. Убивали не только воинов, но и простых жителей, уже 16 июля город застилали трупы. Кто-то говорит, что другого выхода у крестоносцев просто не было — мусульмане, вне зависимости от того, были ли это военные или мирные граждане, продолжили бы мстить захватчикам.
Вскоре был выбран правитель Иерусалима. Раймунд Тулузский отказался от трона, посему корону отдали Готфриду Бульонскому. Но он, в свою очередь, не захотел называться королём Иерусалима и избрал для себя звание Защитника Гроба Господня. Постепенно христианские святыни были восстановлены в городе, разрушения устранены, а в августе христиане обнаружили Животворящий Крест, на котором был распят Иисус Христос. Иерусалим снова стал христианским.
Больше об исторических событиях и персонах читайте в сюжете «Всемирная история с Андреем Сидорчиком».