В 2022 году исполнится 10 лет с момента воссоздания Российского исторического общества.
А в 2021 г. отметил пятилетие фонд «История Отечества». Деятельность обеих организаций направлена на популяризацию исторической правды, обе организации проводят просветительские мероприятия, совместно реализуют исторические проекты. Председатель правления РИО и исполнительный директор фонда «История Отечества» Константин Могилевский рассказал «АиФ», почему важно поддерживать учителей истории, как удается бороться с искажением истории на международном уровне и на сколько увеличилась субсидия правительства, выделяемая фонду, в этом году.
Нобелевская премия для учителя
Екатерина Барова, «АиФ»: Константин Ильич, не дублируют ли РИО и фонд друг друга? В чем их отличие?
Константин Могилевский: Российское историческое общество — ассоциация, то есть некоммерческая организация, созданная юридическими лицами, работающими в сфере исторической науки, исторического просвещения. Это университеты, музеи, библиотеки, академические институты, архивы, СМИ. Эмблема РИО, которой отмечаются проработанные, высококлассные проекты членов общества, даёт сигнал любителям истории, что здесь нет глупости, нет выдумки, только историческое знание.
А фонд «История Отечества» — это некоммерческая организация, созданная правительством России по указу президента. Он представляет собой госинструмент поддержки исторического просвещения и популяризации отечественной истории. Для этого фонду предоставляется бюджетная субсидия. Поэтому природа Российского исторического общества и фонда «История Отечества» совершенно разная, хотя цели общие.
— А можете на конкретных проектах объяснить, на что идут бюджетные деньги?
— Задача фонда — финансовая поддержка проектов, направленных на популяризацию истории нашей страны. Каждый год проходит конкурс по нескольким направлениям: издание научных книг, создание документальных фильмов, организация выставок, проведение мероприятий как общероссийских, так и международных, организация историко-просветительских онлайн-проектов, участие молодёжи в археологических экспедициях. Ежегодно поддерживаем порядка 100 проектов.
Кроме этого, есть очень важный конкурс для учителей истории: Всероссийский конкурс педагогического мастерства «История в школе: традиции и новации». Проект проводился уже шесть раз, в нём могут участвовать педагоги со всей России. Мы заметную часть предоставленной бюджетной субсидии вкладываем в проведение этого конкурса. Задача конкурса в том, чтобы выявить самых ярких, самых заинтересованных учителей истории, тех, чей опыт должен быть распространен. Такие педагоги живут в самых разных местах: от мегаполисов до небольших посёлков. Очень важно, что победители выявляются в каждом федеральном округе: каждый год по три победителя определяются в каждом федеральном округе, таким образом, ежегодно наша «элита учителей истории» увеличивается на 24 педагога. Они получают очень солидную денежную премию. В Министерстве просвещения называли наш конкурс «Нобелевской премией для учителей истории», а также «Историческим Оскаром». Для нас поддержка педагогического сообщества — одно из важнейших направлений работы. Такие проекты дают учителям огромный стимул для дальнейшего развития, что в конечном итоге отражается на том, какие знания получают наши дети. Ну а в целом все проекты фонда направлены на популяризацию качественного исторического знания. Мы настаиваем на том, что качественное, серьёзное научное историческое знание — это не синоним чего-то скучного. Правда не может быть скучной. И форма, в которой это знание востребовано людьми, может быть самой разной: и фильмы, и книги, и выставки, и др. У нас в России люди тянутся к знанию. Я вообще с большим уважением отношусь к гражданам нашей страны, считаю, что люди заслуживают знать свою настоящую историю.
Европа наелась пропагандой
— Вы упомянули международные проекты. Они доказали свою эффективность или пропаганду просветительской работой не перебьешь?
— Конечно, если сравнить субсидии, которыми располагает и наш фонд, и другие отечественные организации, которые вместе с нами работают на международной «делянке» исторического просвещения, с теми ресурсами, которые направляются на умышленное искажение истории, то результат сравнения будет далеко не в нашу пользу. Ведь председатель совета фонда «История Отечества» Сергей Евгеньевич Нарышкин [директор Службы внешней разведки России] неоднократно отмечал, что все эти действия наших зарубежных оппонентов координируются из одного центра за океаном. В то же время эффективность — это соотношение затраченного ресурса и полученного результата. Мы стараемся быть эффективными.
Для примера: у нас есть две серии выставок, которые предназначены для европейских государств. Первая серия, которая два года назад состоялась, была посвящена освобождению Красной армией стран Восточной Европы от нацистов 75 лет назад. Мне довелось лично участвовать в открытии некоторых выставок, и поверьте, они пользуются большой популярностью. В Болгарии, например, на открытии выставки яблоку негде было упасть, настолько болгарский народ наелся пропагандой, когда даже про пятисотлетнее османское иго говорят «турецкое присутствие», освобождение Болгарии от нацистов называют оккупацией. Вторая, которая идет сейчас, посвящена истории преступлений нацистов на оккупированных территориях. Для экспозиций отобраны документы и фотографии, позволяющие объемно и достоверно представить картину преступлений нацистов против гражданского населения. Расширенные аннотации к материалам выставки переведены на все европейские языки. Нормальные люди, где бы они ни жили, заинтересованы в том, чтобы память о жертвах нацизма хранилась вечно.
Могу привести ещё пример. Фильм «Собибор» тоже получил поддержку фонда «История Отечества», пусть и небольшую. Он успешно прошел не только в российском прокате, но и в мировом. Это тоже защита исторической правды и противодействие умышленному искажению истории. Так что надо работать, не опускать руки, а объемы финансирования в этом деле — далеко не самое главное. Вообще, топить фальсификаторов истории в деньгах — не наш метод.
— Учитывая увеличение бюджетных субсидий в этом году, будут ли поддержаны какие-то новые проекты?
— Субсидия увеличивается почти в два раза: со 165 млн до 313 млн рублей. Понемногу растёт и внебюджетная составляющая, сформирован эндаумент (целевой капитал) фонда «История Отечества». В конце декабря Совет фонда, в который входят известные наши историки, учёные, директора уважаемых организаций, под председательством Сергея Нарышкина принял решение о том, какими методами масштабировать ту деятельность, которая велась раньше: решено увеличить количество поддерживаемых проектов и запустить несколько новых.
Мы, в частности, говорим о том, что за годы работы поддержано достаточное количество документальных фильмов. У нас есть право на некоммерческий прокат, и мы думаем начать проводить небольшие региональные фестивали историко-документального кино. В порядке эксперимента минувшим летом провели такой фестиваль в Ульяновской области, и, знаете, было даже удивительно, с каким желанием люди шли в кинотеатр.
Отдельное направление — установка мемориальных досок в память об известных историках. С такими просьбами к нам обращаются люди, поэтому мы заложили на эти цели специальную строчку в бюджете. Есть несколько направлений, связанных с развитием школьного исторического образования, особенно с изучением региональной истории. Наша задача — чтобы преподавание региональной истории было бы систематизировано и возвращено во все регионы. А то сейчас где-то оно идет на протяжении всей средней школы, где-то — в одном из классов, а где-то вообще отсутствует. Это серьёзная задача, которая потребует и подготовки учебных пособий, и большой предварительной работы.
Мы продолжим, конечно, и пополнение Электронной библиотеки исторических документов. Это большой проект, который позволяет сделать доступными широкой аудитории ранее опубликованные документы, ставшие библиографической редкостью. Их оцифровка и возможность контекстного поиска очень востребованы.
Как эффективно потратить деньги
— Кто решает, какой проект достоин поддержки?
— Это многоступенчатая система экспертизы. Во-первых, есть пул экспертов. Это десятки историков, которые специализируются в разных областях, имеют соответствующий опыт, специализируются как по разным периодам российской истории, так и по направлениям её популяризации. Человек, который всю жизнь занимается подготовкой и изданием книг, может не являться специалистом в создании документальных фильмов. Каждый проект рассматривается двумя экспертами, и они выставляют баллы. Если сильно разошлись в оценках, тогда третий эксперт рассматривает заявку. На втором этапе уже правление фонда собирается и рассматривает экспертные оценки, выстраивает рейтинг заявок. И третий этап — Совет фонда выбирает победителей.
— А есть какие-то сложности с которыми сталкивается фонд?
— Я бы говорил не о сложностях, а о сложных задачах. Например, нужно обеспечить качественную и быструю экспертизу заявок. Бюджетный процесс устроен так, что конкурсы мы можем объявлять после принятия федерального закона о бюджете, реально деньги появляются в марте, а вся финансовая поддержка должна быть завершена до конца декабря. Фактически на всю экспертизу — месяц с небольшим. Когда речь идет о сотнях, а то и тысячах заявок, это серьёзная задача. Мы исходим из того, что для некоторых проектов наша поддержка имеет решающее значение, а некоторые она помогает улучшить. Но в том и в другом случае она является знаком качества, а для нас очень важно поддерживать полезные, действительно лучшие в своём направлении проекты.
Поскольку мы отвечаем за эффективное расходование бюджетных средств, мы должны очень тщательно относиться к сбору и анализу документов, представленных получателями поддержки в обоснование своих расходов. Дело в том, что фонд не выдает гранты, а оказывает финансовую поддержку. Для неспециалистов разница невелика, но если говорить по-простому, то грант — это утром деньги и вечером стулья, а финансовая поддержка — утром стулья — вечером деньги. То есть это компенсация фактически понесённых расходов. И мы должны внимательно следить за тем, чтобы все расходы были по делу, на те цели, которые были обозначены в заявке, чтобы они соответствовали смете, которая прошла экономическую экспертизу. Бывают разные ситуации. Часто приходится эти документы возвращать на доработку, иногда даже и сокращать суммы финансовой поддержки, если организации не могут расходы обосновать.
— То есть ваша задача не бюрократизировать процесс, но и не потратить зря бюджетные деньги?
— Абсолютно верно. Мы очень рачительно относимся к использованию выделяемой фонду субсидии, в точности следуем установленным правовым нормам. Но при этом отчетливо понимаем, что работаем для нашей страны, для граждан России.