Примерное время чтения: 7 минут
4883

Грани восприятия. Где правда и где вымысел в истории гранёного стакана?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. «Город — это постоянное движение». Почему москвичи проголосовали за Собянина 20/09/2023
Натюрморт, посвященный русскому граненому стакану.
Натюрморт, посвященный русскому граненому стакану. / К. Карташян / РИА Новости

80 лет назад, 11 сентября 1943 года, на заводе в городе Гусь-Хрустальный был выпущен первый советский гранёный стакан.

Такая или примерно такая формула давно уже стала общим местом разнообразных «календарей памятных дат». Под это дело даже присочинили некий праздник, который, не мудрствуя лукаво, назвали «День гранёного стакана». А чтобы придать ему побольше интереса и важности, праздник снабдили множеством завлекательных историй, в которых фигурируют царь Пётр I, скульптор Вера Мухина и художник-абстракционист Казимир Малевич — дескать, каждый из них приложил руку к появлению такой полезной и удобной штуки, как гранёный стакан.

 

Мифотворчество — дело тонкое, доверять его абы кому недопустимо. Миф должен основываться на правде или хотя бы выглядеть правдоподобным. К сожалению, большая часть современных легенд, возникших вокруг гранёного стакана, не выдерживает никакой критики. Другое дело, что правда об этом предмете гораздо интереснее выдумок. Просто сравните байки и правду...

Байка о Петре Великом:

Русский мастер-стекловар Ефим Смолин, живший и работавший на Владимирской земле, преподнёс царю Петру I стакан необычной, невиданной доселе формы — не круглый, а гранёный, уверяя, что такая посудина, даже если её уронить, нипочём не разобьётся, а, упав, не укатится далеко. Царь же, осушив стакан, бросил его на пол и воскликнул: «Стакану — быть!» Однако глухим боярам послышалось: «Стаканы — бить!» Так у нас появился гранёный стакан и традиция бить посуду «на счастье»...

Правда:

История с Ефимом Смолиным никак не датирована. Скорее всего, её и не было вовсе. А вот что было точно. В эпоху Петра в Москве работал ярославский мастер-иконописец Тихон Филатьев, приписанный к Оружейной палате. Художником он был выдающимся — другому и не поручили бы в 1700 году поновить икону Ветхозаветной Троицы в Успенском соборе Московского кремля. Он и поновил. Да так, что впору схватиться за голову. На переднем плане мы отчётливо видим стеклянный гранёный стакан с ободком — ту самую «советскую классику». Более того, рядом со стаканом расположены грозди винограда — явное указание на то, для какого именно продукта предназначена посуда. Судя по всему, Филатьев изобразил предмет, давно и хорошо знакомый если не всем русским людям, то элите — точно. Так что гранёный стакан бытовал у нас задолго до царя-плотника и даже успел прописаться на иконах.

Икона «Троица Ветхозаветная», середина XIV века.
Икона «Троица Ветхозаветная», середина XIV века.

Байка о Вере Мухиной:

Гранёный стакан изобрела в блокадном Ленинграде знаменитый советский скульптор Вера Мухина, автор монумента «Рабочий и колхозница». В годы войны она возглавляла Ленинградскую мастерскую художественного стекла. Заметив, что тонкий круглый стакан выскальзывал из рук измождённых голодом ленинградцев и бился, она разработала сверхпрочную модель с гранями, чтобы стакан не скользил в ладони.

Правда:

В годы войны Ленинградская мастерская художественного стекла не работала, а Вера Мухина жила в эвакуации на Урале. До войны она действительно вместе с писателем Алексеем Толстым стала инициатором создания экспериментального цеха художественного стекла при зеркальной фабрике. Но конкретно разработкой дизайна гранёного стакана Мухина не занималась. Возможно, по той причине, что в этом просто не было нужды — такие стаканы были в ходу уже лет сто. Во всяком случае, в воспоминаниях русской писательницы XIX столетия Авдотьи Панаевой можно прочитать: «У прибора Гоголя стоял особенный гранёный большой стакан и в графине красное вино...»

Байка о заводе в Гусь-Хрустальном:

11 сентября 1943 года с конвейера завода вышла первая партия новых гранёных стаканов советского образца, которые было удобно мыть в посудомоечных машинах заведений советского общепита. Шестнадцать граней стакана символизировали соответствующее количество союзных республик СССР — до 1956 года «дружную советскую семью» из пятнадцати республик дополняла Карело-Финская ССР.

Правда:

В период НЭПа, то есть лет за двадцать до 1943 года, была сочинена душещипательная песня, начинающаяся так: «Стаканчики гранёные упали со стола, упали да разбилися, разбилась жизнь моя...» Этот ресторанный хит с большим успехом исполнял Пётр Лещенко. Так что гранёные стаканы к 1943 году были для СССР не в диковинку. Кому-то такой «кабацкий» аргумент может показаться несущественным. Извольте. Гранёные стаканы упоминаются в программной статье Владимира Ленина «Ещё раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина», где вождь мирового пролетариата с помощью стакана объясняет диалектику: «Стакан есть, бесспорно, и стеклянный цилиндр, и инструмент для питья. Но стакан имеет не только эти два свойства или качества. Стакан есть тяжёлый предмет, который может быть инструментом для бросания. Стакан может служить как пресс-папье, как помещение для пойманной бабочки...»

Дело в том, что посудомоечными машинами заведения системы «Нарпита», то есть народного питания, стали оснащать ещё в 1920-е годы. Именно тогда и возникла необходимость модернизации привычных гранёных стаканов под новую технику. И на запрос откликнулось множество заводов — гранёные стаканы с ободком выпускали Дятьковский завод в Брянской области, Артёмовский завод в Донбассе, Уршельский стекольный завод, что в районе Гусь-Хрустального, и завод «Красный Май», что под Вышним Волочком. Между прочим, именно на заводе «Красный Май» после войны были созданы знаменитые красные звёзды для пяти главных башен Московского Кремля, включая Спасскую.

А 11 сентября 1943 года в Гусь-Хрустальном была налажена работа полуавтоматов по производству давно знакомых гранёных стаканов. Ясное дело, именно их продукция в силу массовости и стала своего рода «советским каноном». Но искать скрытую символику в количестве граней стакана смысла нет — станки-полуавтоматы штамповали и 12-гранные, и 20-гранные стаканы.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах