Примерное время чтения: 2 минуты
687

ФСБ раскрыла подробности взрыва Днепрогэса нацистами 80 лет назад

Москва, 12 октября - АиФ-Москва.

Федеральная служба безопасности к 80-летию освобождения Запорожья Красной Армией опубликовала рассекреченные документы из Центрального архива службы, в которых приводится информация о подрыве гитлеровцами плотины Днепрогэс при отступлении в октябре 1943 года.

В ведомстве рассказали, что советские органы госбезопасности после войны продолжали разыскивать участников массовых зверств и разрушений, совершенных немецко-фашистскими войсками на территории СССР. Среди немецких военнопленных были выявлены непосредственные участники подрыва плотины Днепровской ГЭС, совершенного военнослужащими 520-го саперного полка вермахта.

Капитан Михаэль Леонгард Галлер, плененный американцами в Чехословакии, на допросе в сентябре 1949 года признался, что командир штаба 520-го саперного полка Польман в октябре 1943 года провел специальное совещание на тему подрыва Днепрогэса. Чтобы остановить наступление Красной Армии, было принято решение взорвать плотину, говорил Польман.

Галлер отметил, что каждый офицер получил свой участок – туннель, мост, сваи и т.д. Ему поручили подготовить ко взрыву два пролета моста и дали 30 солдат для их минирования. Только на его участке заложили 100-150 кг взрывчатки, признавался на допросе капитан, а всего для подрыва крупнейшей в то время ГЭС было заложено «более 100-150 тонн взрывчатки».

Обер-ефрейтор Курт Ганс Штефен на допросе в октябре 1947 года в Сталино (нынешний Донецк) отмечал, что командир саперного батальона, где он служил, отобрал 270 солдат и офицеров для специальной отправки в Россию. По прибытии гитлеровцам объявили, что до 14 октября 1943 года они должны заминировать плотину Днепровской ГЭС. Штефену поручили перевозить взрывчатку на грузовике до станции, где стояли пять вагонов. Ежедневно он делал от шести до восьми рейсов, были еще восемь машин с водителями другой воинской части. Эти машины также перевозили авиабомбы с аэродрома, которые закладывались в туннель ГЭС.

«На силовой станции было пять очагов минирования скрытого характера с хорошей маскировкой и четыре очага замаскированного минирования на самой <...> взрывом предусматривалось разрушить и уничтожить Днепрогэс. На пути отступления оставлять пустыню, так мы и делали», – сказал Штефен на допросе.

Работы по минированию завершили к 18:00 14 октября 1943 года, спустя два часа прогремели взрывы.

Стремительное продвижение советских войск позволило частично сорвать планы националистов по уничтожению Днепрогэс. Разведчики Красной Армии смогли предотвратить взрыв левобережной части плотины. После войны Днепрогэс восстановили, обновленная станция достигла мощности 650 МВт, что на 16% выше довоенных значений.

Ранее ФСБ рассекретила данные о растреле советских военнопленных в Кенигсберге.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах