Примерное время чтения: 10 минут
1562

«Фонящая» Гренландия. Как США потеряли ядерную бомбу

Сюжет Всемирная история с Андреем Сидорчиком
Комплект из четырёх термоядерных бомб B28.
Комплект из четырёх термоядерных бомб B28. Commons.wikimedia.org

В 2020 году датские СМИ встревожила судьба американской авиабазы Туле в Гренландии. По мнению авторов, новые российские разработки в области вооружений могут позволить нанести молниеносный удар по гренландской базе, радары которой? являющиеся частью противоракетного щита, никак не защищены от новой угрозы.

Ядерный «кулак» в воздухе

Пугать разъяренным «русским медведем» на Западе сейчас модно. Но, объективно говоря, российская угроза для Гренландии — это что-то гипотетическое. В отличие от реальных проблем, которые умеют создавать американские военные.

Район базы Туле — это одно из тех немногих мест на Земле, где бесследно исчезла ядерная бомба. Вот уже более полувека судьба заряда остается неизвестной.

В 1961 году Стратегическое командование ВВС США начало операцию «Хромированный купол». Суть ее заключалась в том, что бомбардировщики B-52 с термоядерным оружием на борту осуществляли боевое патрулирование, находясь в готовности к нанесению удара по СССР. Нахождение большого числа стратегических бомбардировщиков в воздухе позволяло сократить время для нанесения удара по объектам Советского Союза, а также исключало возможность уничтожения В-52 превентивным ударом на аэродромах.

Один из маршрутов патрулирования проходил в районе базы Туле в Гренландии. Визуальный контроль за состоянием станции, являвшейся ключевым объектом системы предупреждения о ракетном нападении? должен был исключить внезапный «ослепляющий» удар по гренландской базе, который мог дать СССР преимущество во времени.

Маршруты полётов по состоянию на 1966 год.
Маршруты полётов по состоянию на 1966 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Дикая Гора и Паломарес

К 1968 году «Хромированный купол» серьезно себя скомпрометировал. Два В-52 были потеряны в результате катастроф, к которым Советский Союз не имел ни малейшего отношения.

И если инцидент над Дикой Горой в США в 1964 году удалось достаточно быстро замять, то крушение над Паломаресом в Испании в 1966 году обернулось скандалом. Разрушившиеся ядерные бомбы привели к серьезному радиационному заражению местности. Еще один заряд упал в море, и его два месяца пришлось разыскивать водолазам.

После этого министр обороны США Роберт Макнамара предложил закончить с «Куполом». Он указал на то, что основу стратегических сил теперь составляют ракеты, а болтающиеся постоянно в воздухе B-52 лишь нервируют союзников.

В итоге, однако, полеты сохранили, серьезно сократив их количество.

Майор д`Амарио любит комфорт

Утром 21 января 1968 года с авиабазы в Платтсбурге, штат Нью-Йорк, на боевое патрулирование вылетел B-52G, бортовой номер 58-0188, принадлежавший 528-й эскадрилье 380-го бомбардировочного крыла стратегической авиации США.

Boeing B-52G, однотипный с потерпевшим аварию.
Boeing B-52G, однотипный с потерпевшим аварию. Фото: Commons.wikimedia.org

Командиром экипажа был Джон Хог. Помимо пяти штатных членов экипажа, в полет отправились сменный штурман Крис Кёртис и резервный пилот Альфред д’Амарио. Майор д`Амарио любил служить и летать с комфортом. При взлёте он занимал место штурмана-инструктора в кормовой части нижней палубы. Готовясь к полету, резервный пилот положил на вентиляционное отверстие системы отопления, под сиденьем, три поролоновые подушки, обтянутые тканью, а вскоре после вылета — ещё одну.

Полет проходил штатно. Правда, во время дозаправки отказал автопилот и пришлось осуществлять процедуру при ручном пилотировании, но для опытных летчиков это не стало проблемой. Вскоре после этого Джон Хог отдал приказ своему второму пилоту капитану Леонарду Свитенко отправляться на отдых. Его место занял Альфред д’Амарио.

Как уже было сказано, д`Амарио любил комфорт. Ему показалось, что в кабине холодно, и он открыл клапан забора воздуха из воздушного тракта двигателя в систему отопления. Однако имела место техническая неисправность: горячий воздух двигателя, шедший в систему отопления, не охлаждался, и холод в кабине стал превращаться в тропическую жару.

Свитенко не хватило катапульты

Поролоновые подушки, заботливо сложенные д`Амарио под сиденьем, загорелись. Для того чтобы понять, что происходит, и найти источник возгорания, штурману пришлось дважды обшарить самолет. Когда он наконец добрался до подушек, горело так, что не помогли два бортовых огнетушителя.

Командир B-52 понял, что дело плохо, и запросил экстренную посадку в Туле: бомбардировщик находился в тот момент в 140 километрах от гренландской базы. Но ситуация развивалась стремительно. Спустя несколько минут в самолете отключилось электричество, а дыма стало столько, что пилоты не видели показания приборов.

Хог понял, что спасти самолет уже не удастся, и отдал приказ покинуть борт. Для Леонарда Свитенко все закончилось трагически: второму пилоту, отдыхавшему в момент ЧП, не хватило катапультируемого кресла. Выбираясь из бомбардировщика через нижний люк, он получил смертельную травму головы.

В-52 упал на лёд залива Северной звезды примерно в 11 км от взлётно-посадочной полосы базы. Сдетонировало обычное взрывчатое вещество в запалах ядерных бомб, но, к счастью, сами бомбы не взорвались.

Аэрофотосъёмка места катастрофы. Чёрное пятно — лёд, потемневший из-за горящего топлива. Место падения — вверху/
Аэрофотосъёмка места катастрофы. Чёрное пятно — лёд, потемневший из-за горящего топлива. Место падения — вверху/ Фото: Commons.wikimedia.org

Грузите радиацию бочками

Впрочем, ситуация все равно оставалась крайне сложной: радиоактивные вещества взрывами раскидало по окрестностям, а обломки B-52 ушли под воду.

Помимо несчастного Свитенко, остальные шесть летчиков остались живы. Лучше всех чувствовал себя д`Амарио, приземлившийся с парашютом прямо на территории базы. Крису Кертису, наоборот, пришлось ждать помощи почти сутки на тридцатиградусном морозе. Он получил переохлаждение, но все-таки уцелел.

Доклад, отправленный в Вашингтон с базы Туле, вряд ли можно назвать успокаивающим: где урановые сердечники бомб, неизвестно, территория размером 4,8 км в длину и 1,6 км в ширину безумно «фонит». На ликвидацию последствий аварии в Гренландию отправили около 2500 специалистов НАТО. Девять месяцев они собирали обломки самолета и зараженный лед.

Обломки бомб отправлялись для обследования на завод «Пэнтекс» в Техасе, останки самолёта — в Национальную лабораторию Оук-Ридж в Теннеси, а цистерны для захоронения — на ядерный могильник Саванна Ривер в Южной Каролине.

«На дне в куче массивных обломков»

Для поисков сердечников бомб на дне была организована строго секретная экспедиция с применением обитаемого аппарата «Стар III». О ее результатах стало известно из документов, опубликованных в Дании в 2009 году. Если коротко, то подсчитав собранные обломки, американцы пришли к выводу, что главная «начинка» одной из бомб так и не обнаружена. И тут они поступили практически по-русски, записав в отчете, что искомое, очевидно, «лежит на дне в куче массивных обломков». Кто не верит, может сам нырнуть и убедиться.

Не обошлось и без политических последствий. Катастрофа случилась на территории Дании, которой принадлежит Гренландия. Незадолго до этого власти страны объявили всю свою территорию безъядерной зоной, и вдруг такое. Премьер-министр Йенс Отто Краг убеждал соотечественников, что случившееся — всего лишь несчастный случай, а не последствия проамериканской линии. Любопытно, что уже через два дня партия Крага впервые за 20 лет проиграла выборы и лишилась власти.

Погрузка заражённого льда в цистерны.
Погрузка заражённого льда в цистерны. Фото: Commons.wikimedia.org

Только спустя тридцать лет, в 1990-х годах, выяснилось, что правительство Дании вешало гражданам лапшу на уши. Еще с начала 1960-х годов в рамках операции «Ледяной червь» американцы строили под ледяным щитом Гренландии позиции для ракет, нацеленных на СССР. Проект свернули не из-за безъядерного статуса Дании, а из-за нестабильности ледника, который своими подвижками исключил воплощение замысла командования США в жизнь.

В последние годы Соединенные Штаты вновь заговорили о расширении своей базы в Гренландии для «противодействия России в Арктике». Кажется, кто-то стал забывать печальный опыт полувековой давности. А операцию «Хромированный купол» после третьей катастрофы В-52 закрыли окончательно, ведь в следующий раз могло уже «бумкнуть» со всей силы.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах