15 ноября 1930 года в газете «Правда» вышла статья писателя Максима Горького «Если враг не сдаётся, — его уничтожают».
«Буревестник революции» как идеолог репрессий
Публицистическим статьям уготована куда более короткая жизнь, нежели художественным произведениям, даже если авторами подобных статей становятся знаменитые писатели.
Исключений из правил очень мало — можно вспомнить статью Эмиля Золя «Я обвиняю!» или статью Максима Горького «Если враг не сдаётся, — его уничтожают».
Статья Горького, опубликованная в газете «Правда» 15 ноября 1930 года, осталась в истории в первую очередь благодаря хлёсткому названию, превратившемуся в крылатое выражение.
В советский период, когда Горький ставился в один ряд с Пушкиным, Лермонтовым, Толстым, публицистической статье осени 1930-го года большого значения не придавалось.
Ситуация изменилась в конце 1980-х – начале 1990-х, когда на «буревестника революции» обрушились разоблачители, обвинявшие Горького в пособничестве сталинскому режиму и даже идеологическом обосновании репрессий.
Писателя обвинили в том, что именно публикация статьи «Если враг не сдаётся, — его уничтожают» дала старт новому витку классовой борьбы и новой волне репрессий.
В доказательство обычно приводят следующие строки из статьи Горького:
«Внутри страны против нас хитрейшие враги организуют пищевой голод, кулаки терроризируют крестьян-коллективистов убийствами, поджогами, различными подлостями, — против нас всё, что отжило свои сроки, отведённые ему историей, и это даёт нам право считать себя всё ещё в состоянии гражданской войны. Отсюда следует естественный вывод: если враг не сдаётся, — его истребляют».
Спустя десять дней после публикации статьи Горького начался процесс по «делу Промпартии», на котором группа инженеров обвинялась во вредительстве в промышленности. По мнению критиков писателя, именно вышедшая 15 ноября 1930 года статья дала весомый аргумент власти для того, чтобы убедить массы в необходимости этого и последующих политических процессов.
Таким образом, Горький предстаёт если не «палачом невинных», то, по крайней мере, «пособником палачей».
Сложные отношения
Не вдаваясь в саму суть политических процессов в СССР, надо сказать, что роль Горького в их идеологическом обосновании выглядит весьма надуманной.
В 1928 году в СССР рассматривалось так называемое «шахтинское дело», на котором большая группа руководителей и специалистов угольной промышленности обвинялась во вредительстве и саботаже. Если по «делу Промпартии» пяти обвиняемым, приговорённым к расстрелу, высшая мера была заменена на тюремное заключение, то по «шахтинскому делу» пять осуждённых были расстреляны. При этом власть успешно обошлась без какого бы то ни было идеологического обоснования в исполнении великого писателя.
Сложно представить, что публицистика Горького, написанная в ноябре 1930 года, могла серьёзным образом повлиять на политические процессы середины 1930-х, а также на «большой террор» 1937–1938 годов, до которого писатель, к слову сказать, не дожил.
У Алексея Максимовича Горького были весьма непростые отношения с большевиками. Писатель жёстко полемизировал с Лениным по поводу методов, с помощью которых действует партия большевиков. Разногласия оказались столь серьёзными, что Горький уехал за границу.
В 1928 году после семилетнего перерыва писатель приехал в СССР по приглашению Советского правительства. 5-недельная поездка по стране его воодушевила, а произошедшие изменения приятно удивили.
Разумеется, можно сказать, что Горькому продемонстрировали витрину, своеобразные «потёмкинские деревни», однако писатель, вышедший из низов, умел отличать показуху от реального положения вещей.
В своих публицистических статьях того периода Горький много пишет о трудностях построения нового общества в Советском Союзе. Несмотря на присутствующие недостатки, он уверен, что страна движется правильным путём.
«Он видит мир будущего». Как Ленин оказался дальновиднее Герберта Уэллса. Читайте в статье >>
Как построить новый мир
Собственно, статья «Если враг не сдаётся, — его уничтожают» (в газете «Известия» она вышла под заголовком «Если враг не сдаётся, — его истребляют») посвящена не только и не столько борьбе с врагами, сколько проблеме создания нового социалистического мира и социалистической культуры и трудностям, которые возникают при этом.
«В Союзе Советов даже дети-пионеры понимают, что для создания нового мира, новых условий жизни необходимо:
сделать невозможным скопление в руках и карманах единиц огромных богатств, которые всюду выжимаются и всегда выжимались из крови и пота рабочих, крестьян;
уничтожить деление людей на классы, уничтожить всякую возможность эксплуатации меньшинством трудовой и творческой энергии большинства;
разоблачить ядовитую ложь религиозных и национальных предрассудков, которые разъединяют людей, делая их непонятными, чужими друг другу;
вытравить из жизни трудящихся все воспитанные вековым рабством дикие и грязные бытовые навыки;
уничтожить всё, что, затрудняя в трудовом народе рост сознания единства его жизненных интересов, позволяет капиталистам создавать человеческие бойни, посылая миллионы трудящихся на войну друг против друга, — на войны, основная цель которых всегда одна: укрепление права капиталистов на грабёж, укрепление их бессмысленной жажды наживы, их власти над трудящимися».
Вряд ли в призыве к вытравливанию «диких и грязных бытовых навыков», к борьбе с разъединяющими религиозными и национальными предрассудками можно разглядеть стремление к развязыванию репрессий.
Горький против «элиты»
«Фантазией, романтикой называют это движение масс к строительству нового мира враги рабочих и крестьян, люди, которые, — как недавно написала мне «Русская женщина», — представляют «тонкий слой образованных и европейски мыслящих» и которые, — как пишет она, — убеждены, что:
«Разум — достояние немногих, нельзя искать разума в массах».
«Культура — создание немногих, высокоодарённых людей».
В этих словах «Русская женщина» грубо, но правильно выразила весь смысл и всю нищету буржуазной идеологии, выразила всё, что буржуазная мысль может противопоставить духовному возрождению пролетарских масс. Духовное возрождение пролетариата во всём мире — неоспоримая действительность».
Эта часть статьи Горького очень показательна и объясняет истинные причины, по которым к писателю у части современной российской общественности неприязненное отношение. Алексей Максимович, выходец из народных масс, несмотря на свой личный успех и всемирную известность, никогда не отделял себя от пролетариата, мечтая о его духовном подъёме, в котором видел залог общечеловеческого прогресса.
Либерально мыслящие умы 1920–1930-х годов, подобные «Русской женщине», на письмо которой ссылается Горький, пытались перетянуть его в лагерь тех, кто называет себя «тонким слоем европейски мыслящих», некоей самопровозглашённой элитой. Взгляды «Русской женщины» удивительно напоминают воззрения людей, чрезвычайно недовольных собственным народом и позволяющих себе в его адрес откровенно хамские высказывания.
Внешняя угроза
Говоря об угрозе социалистическому строительству, Горький больше внимания уделяет не внутренней, а внешней опасности: «Пуанкаре, один из организаторов европейской бойни 1914–18 годов, прозванный «Пуанкаре-война», человек, который едва не погубил игру капиталистов Франции, бывший социалист Бриан, знаменитый алкоголик лорд Биркенхед, недавно умерший, и прочие искренние лакеи капитала подготовляют благословляемое главой христианской церкви разбойничье нападение на Союз Советов».
Это вовсе не паранойя писателя. В начале 1930 года Папа Римский Пий XI выступил с резкими заявлениями в адрес СССР, которые многими были расценены как объявление «крестового похода» против Советского Союза. Угроза военной интервенции продолжала висеть дамокловым мечом над СССР, и эти планы продолжали всерьёз рассматриваться многими политиками на Западе.
Заканчивается статья также темой внешних, а не внутренних врагов: «И, если, окончательно обезумев от страха перед неизбежным будущим, капиталисты Европы всё-таки дерзнут послать против нас своих рабочих и крестьян, необходимо, чтобы их встретил такой удар словом и делом по глупым головам, который превратился бы в последний удар по башке капитала и сбросил его в могилу, вполне своевременно вырытую для него историей».
Особенности интерпретации
Разумеется, громкий заголовок статьи Горького впоследствии мог использоваться идеологическими работниками в СССР в нужном им смысле, однако вряд ли тут есть вина писателя.
Новую жизнь фразе Горького дал Иосиф Сталин, который в приказе номер 55 от 23 февраля 1942 года, обращаясь к красноармейцам и краснофлотцам, командирам и политработникам, партизанам и партизанкам, писал: «Война есть война. Красная Армия берёт в плен немецких солдат и офицеров, если они сдаются в плен, и сохраняет им жизнь. Красная Армия уничтожает немецких солдат и офицеров, если они отказываются сложить оружие и с оружием в руках пытаются поработить нашу Родину. Вспомните слова великого русского писателя Максима Горького: „Если враг не сдаётся, — его уничтожают“».
Зачастую многие критики, осуждающие Горького, ограничиваются цитатой из Сталина, только на её основании делая выводы и о статье писателя, и о нём самом.
Между тем Алексей Максимович Горький заслуживает того, чтобы его произведения, перед тем как подвергать жёсткой критике, хотя бы внимательно читали. А уж дальше пусть каждый остаётся при своём мнении.