Примерное время чтения: 9 минут
18720

«Елизавета»: ложь как двигатель сюжета. Зачем уродовать историю России?

Кадр из сериала «Елизавета», 2021 г.
Кадр из сериала «Елизавета», 2021 г. Кадр из сериала

Сериал «Елизавета», который телеканал «Россия» планировал запустить еще в марте, наконец-то вышел на телеэкраны.

«Елизавета» открывает очередную главу цикла «История любви. История России». И буквально первые же кадры ярко продемонстрировали — на этот раз центр тяжести круто смещен. Нам показывают только и исключительно историю любви. История России в данном случае — нелюбимое дитя, а то и вовсе подкидыш, с которым можно не церемониться. А если надо, то и поступить с этим подкидышем в стиле воспетых Виктором Гюго компрачикос — воров и скупщиков детей, которые умышленно уродовали малышей, а потом перепродавали как шутов, акробатов или певцов-кастратов.

Создатели сериала «Елизавета» с историей России поступают именно так. Охотно допускаю, что не по злобе. Найти хороший двигатель сюжета, не противоречащий историческим фактам — задача очень сложная и дорогая. Гораздо проще действовать по лекалам «эффективных менеджеров». Товар-деньги-товар, рынок, конкуренция, просмотры, лайки, трафик... Качество? Нет, не слышали. А зачем оно? Пипл и так хавает, обойдемся без вашего умничанья.

И потому в поисках двигателя сюжета принесли в жертву историю России. Пружиной сериала, повествующего о молодых годах Елизаветы, стало завещание ее отца, императора Петра I. «Император, умирая, подписывает завещание в пользу дочери, но документ тайно похищают, и он исчезает с лица земли. Эта версия научно не доказана, но и не опровергнута», — заявляют создатели фильма.

На самом деле это не версия, а байка. И она опровергнута не раз и не два. Но зачем об этом думать? Пусть будет завещание в пользу Елизаветы. Пусть оно станет яблоком раздора между Екатериной и Елизаветой — матерью и дочерью. Пусть мать, ставшая с помощью переворота императрицей, лупит дочь по сусалам и рычит: «Сама хотела царствовать? Не доросла еще! Завещание, ну?»

А коль скоро главной пружиной действия можно сделать явную ложь, то и дальше все развивается по принципу «сгорел сарай, гори и хата!» Исторические реалии попросту уродуют, либо подгоняя под некий «авторский замысел», либо вообще от балды — так, чтоб было веселее, красивее или отвечало представлениям обывателя о XVIII столетии. На выходе имеем следующее.

В кино:

15-летняя Елизавета носится по дюнам в окружении неких «пажей», каждый из которых готов обнажить шпагу для защиты чести своей дамы.

В реальности:

Не бывает. Пажи полагались только и исключительно правящей государыне. И это были мальчики 8-14 лет.

Возможный мотив создателей:

Но мы же снимаем про любовь! Значит, во-первых, пусть «пажи» будут, а во-вторых, пусть это будут половозрелые жеребцы.

Кадр из сериала «Елизавета», 2021 г.
Кадр из сериала «Елизавета», 2021 г.

В кино:

Тихий и трепетный голштинский принц Карл Фридрих знакомится с дочерьми русского императора. И очаровывается младшей из сестер, озорной шалуньей Елизаветой, которая облачилась в мужской костюм.

В реальности:

Все было иначе. Карлу-Фридриху понравилась как раз старшая из сестер — Анна. И его восхищение вовсе не было тихим и трепетным: «Его высочество, когда много уже было выпито, приказал подать самый большой бокал, наполнил его доверху и предложил тост за здоровье старшей императорской принцессы Анны, а чтобы тост этот шел живее, он приказал у большого бокала отбить ножку, отчего его нельзя было выпустить из рук, не выпив дочиста...» А что Елизавета? А ей в тот момент было всего лишь 11 лет, и она не могла не то что самовольно надеть мужское платье, но и отойти от мамок-нянек.

Возможный мотив создателей:

Повторяем — мы снимаем про любовь. Значит, пусть в кадре будет оторва-Елизавета. А ее старшая сестра пусть сделает выражение лица из серии: «Ах, Лизка-змеища, жениха увести хочет!»

В кино:

Медик Иоганн Лесток пользует пострадавшего в поединке, приговаривая: «Мой отец был мушкетером при дворе Людовика XIII, я не выдам царю Петру раненого на дуэли».

В реальности:

Отец Лестока никогда не служил при французском дворе — он был лекарем у герцога Люнебургского. К тому же конкретно в тот момент сам Лесток никак не мог находиться в окрестностях Петербурга. Потому что сидел под стражей в Казани. В ссылку его отправил Петр I — за то, что Лесток разом обольстил и жену, и нескольких дочерей придворного шута Яна Лакосты.

Возможный мотив создателей:

Самое успешное кино про Елизавету — «Гардемарины, вперед!». После него наш зритель привык, что Елизавета и ее лейб-медик Лесток вроде Ленина и партии — говорим одно, подразумеваем другое. Так что не будем обманывать ожиданий почтеннейшей публики и покажем Лестока сразу. Ну а до кучи еще и напомним про мушкетеров — с ними веселее.

В кино:

Александр Меншиков дерет глотку на плацу, агитируя рядовых и младших офицеров Преображенского полка выступить в поддержку вдовы императора Петра I Екатерины и помочь ей занять престол: «Кампанию Персидскую помните? А Прут? А кто всегда с государем рядом был? Кто походные беды делил с царем? Супружница его, Екатерина Алексеевна! Брюхатая шла, огня не боялась!»

В реальности:

Полуправда. И в Персидском походе, и во многих других делах Екатерина была вместе с Петром, невзирая ни на что. И даже «шла брюхатая». Будучи на седьмом месяце, Екатерина в 1711 году вместе с Петром угодила в «котел» — русскую армию прижали к реке Прут. Нервное потрясение матери убило ребенка — он родился мертвым.

Однако на плацу Меншиков не орал. Зачем распинаться перед солдатней, когда можно заранее заручиться поддержкой преображенских командиров? Именно так и поступил Александр Данилович — загодя занес «отцам-командирам» весьма солидные суммы, попросту купив гвардию на корню. Такие штучки ему были не впервой — в Европе он устраивал дела и похлеще, успев проявить себя и удивительно хладнокровным шпионом, и умным, прозорливым политиком.

Возможный мотив создателей:

Наш зритель привык, что Алексашка Меншиков не столько умен, сколько хитер, как и положено бывшему московскому базарному горлопану и торговцу пирогами. Вот пусть и здесь он ведет себя соответствующим образом...

Продолжать можно бесконечно — начав уродовать историю и подгонять ее под некий «авторский замысел», очень легко войти во вкус. И оправдаться: «Ну мы же снимали приключенческое кино!» Более того, у создателей сериала нашлись заступники, которые предсказуемо ссылаются на фильм «Гардемарины, вперед!». Дескать, там тоже было все не слава богу: «Историческая реальность служила фоном, исторические факты первостепенного значения не имели, а реальные герои гонялись за выдуманными».

И садятся в лужу. Потому что как раз-таки вся драматургия «Гардемаринов» строилась на вполне реальных исторических фактах. Да, ни Лешки Корсака, ни Александра Белова, ни де Брильи, ни даже Василия Лядащева не существовало в природе. А вот «бабий заговор» был. И инициировал его расследование действительно курляндец Бергер. И Анну Гавриловну Бестужеву секли кнутом и, урезав язык, сослали в Сибирь. И Лесток по-настоящему враждовал с вице-канцлером Бестужевым. Словом, все честь по чести. Выдумка не подменяет собой историю, а дополняет ее. Сериал «Елизавета» пока что демонстрирует строго обратное.

Оцените материал
Оставить комментарий (10)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах