Примерное время чтения: 9 минут
4377

Два боя капитана брига «Меркурий». Как победитель турок был убит коррупцией

Иван Айвазовский. Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями. 1892 г.
Иван Айвазовский. Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями. 1892 г. Commons.wikimedia.org

195 лет назад, 26 мая 1829 года, около полудня были произнесены исторические слова: «Нам не уйти от неприятеля, будем драться. Русский бриг не должен достаться врагу. Последний из оставшихся в живых взорвет его на воздух». До начала боя, который прославит русский бриг «Меркурий» оставалось два с половиной часа…

 Туркам показался легкой добычей

Строго говоря, этот бой должен был стать не боем, а избиением. Бриг «Меркурий» водоизмещением в 445 тонн, с экипажем из 115 человек и вооружённый 20 пушками, столкнулся с двумя турецкими линейными кораблями «Селимие» и «Реал-бей», которые несли на себе до 1500 человек команды и были вооружены 110 и 74 пушками соответственно. То есть турецкие корабли обладали десятикратным превосходством в артиллерии. И отменной скоростью – уйти от их преследования русскому бригу действительно не удалось.

Хотя первоначально план был именно таким. Дело в том, что бриги – класс двухмачтовых кораблей, предназначенные для крейсерства, дозорной, разведывательной и посыльной службы. Входить в противоборство с неприятельскими судами они могли только в составе эскадры. Первоначально так и было. Русская эскадра из трёх кораблей – фрегата «Штандарт», брига «Орфей» и брига «Меркурий» – крейсировала у Босфора, занимаясь как раз разведкой. 26 мая ею была замечена эскадра турецкого флота из шести линейных кораблей, двух фрегатов, двух корветов и четырёх малых судов. Поскольку не было никакой необходимости ввязываться в бой, капитан «Штандарта» дал сигнал «Взять курс, при котором судно имеет наилучший ход» и повёл своих в сторону Севастополя…

Шёл второй год Русско-турецкой войны 1828-1829 гг., и боевые действия на море складывались в основном в пользу русского Черноморского флота. Не в последнюю очередь из-за умелого управления эскадрами – русские капитаны на рожон не лезли, а удары наносили по разведанным и проверенным целям. Так, отряд капитана Ивана Скаловского из трёх линейных кораблей, двух фрегатов и одного брига, 16 мая 1829 года накрыл турецкую эскадру в порту города Пендераклия, обстрелял береговые батареи и высадил диверсионную группу, которая подожгла турецкий 60-пушечный корабль. Огонь перекинулся на остальную эскадру, и в итоге 17 турецких кораблей приказали долго жить.

Так что 26 мая 1829 года команда капитана Сахновского отходить в сторону Севастополя была вполне мотивированной – задачу по обнаружению противника русская эскадра выполнила, лезть на рожон не стоило. И если бы не паршивый ветер и объективно тяжёлый ход брига «Меркурий», всё бы обошлось. Но турки, заметив отставший бриг, решили его захватить и отправились в погоню…

Александр Казарский.
Александр Казарский. Фото: Commons.wikimedia.org

Пробоину закрыл своим телом

События ближайших шести часов показали, что лучше бы они этого не делали. Пока длилось преследование, для турок всё шло хорошо. Но когда «Селимие» и «Реал-бей» почти настигли русский бриг, намереваясь взять его в клещи и поставить меж двух огней, капитан «Меркурия» Александр Казарский показал, чего могут стоить 20 лёгких пушек-карронад в руках хорошо обученной команды. Для начала он провёл военный совет, где и были произнесены те самые слова. И офицеры, и команда решили, что если совсем уж припрёт, то их бриг сцепится с турецким флагманом, а последний оставшийся в живых офицер выстрелит из пистолета в крюйт-камеру, то есть в пороховой склад, подорвав и свой корабль, и корабль противника.

Другой вопрос – дали бы ему это сделать турки. Дело в том, что турецкие корабли имели распоряжение не приближаться к русским для абордажа. Потому что был уже прецедент – в 1788 году близ Кинбурна четыре турецких галеры окружили русскую дубель-шлюпку под командованием Христиана Остен-Сакена и попытались взять её на абордаж. Остен-Сакен пожертвовал собой, подорвав свою крюйт-камеру, и четыре турецкие галеры ушли вместе с ним на дно. Пример был слишком ярок, и турки избегали подходить к русским кораблям ближе, чем на пистолетный выстрел.

Собственно, и в бою с бригом «Меркурий» они держали дистанцию, намереваясь его попросту расстрелять. Превосходство в пушках это позволяло. Но на беду турок ветер был неровным. А у брига кроме парусов имелись вёсла. Так что «Меркурий» мог постоянно находиться в движении, маневрировать, уходить «змейкой», атакуя сразу с двух своих бортов. А турецкие махины, преследуя русского, стреляли только из части бортовых орудий – проклятый Казарский так здорово управлял своим кораблём, что полным бортовым залпом его накрыть не удавалось никак.

«Бой брига „Меркурий“ с турецкими кораблями 14 мая 1829 года»
«Бой брига „Меркурий“ с турецкими кораблями 14 мая 1829 года» Фото: репродукция

Вернее, один раз всё-таки удалось. Это был прощальный привет «Селимие». Пятью минутами ранее карронады «Меркурия» повредили такелаж турецкого флагмана, его паруса потеряли ветер, а корабль – ход. Но залп, данный по уходящему русскому, оказался почти роковым – им была сбита одна пушка, и в пробоину ниже ватерлинии хлынула вода. Положение спас матрос Игнат Гусев, заткнувший пробоину своим телом, да ещё и выбранивший мичмана Дмитрия Притупова, который поначалу отказался припирать его к пробоине бревном...

Этот поступок матроса, пожертвовавшего собой – его тело буквально вмяли в корпус – спас «Меркурий» от немедленного затопления, но не мог спасти от второго турецкого корабля. И только ураганный огонь книппелями – полуядрами, скованными цепью, которые путали и рвали такелаж, заставил «Реал-бей» лечь в дрейф. Собственно, ему ничего больше и не оставалось – его такелаж был перебит настолько удачно, что лиселя, то есть дополнительные паруса, упали на орудийные порты,  лишив корабль скорости, а артиллеристов – возможности стрелять.

Подозрительная смерть

По меркам того времени это была полная победа – лишить парусное судно хода значило сделать его беспомощным. Хотя бы на то время, что понадобится для ремонта оснастки. «Меркурий» ушёл, потеряв 4 человек убитыми и 6 – ранеными. Более того – эта победа была признана и противником. Штурман «Реал-бея» писал: «Ежели в великих деяниях древних и наших времён находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все оные помрачить, и имя сего героя достойно быть начертано золотыми литерами на храме Славы: он называется капитан-лейтенант Казарский».

Рисунок А. С. Пушкина. Казарский в верхнем ряду слева
Рисунок А. С. Пушкина. Казарский в верхнем ряду слева. Фото: Commons.wikimedia.org

Очень часто о последующей судьбе Александра Казарского пишут исключительно в превосходной степени. Да – он и его команда моментально стали героями. О них говорили, о них писали... Да не кто-нибудь, а сам Пушкин, отметивший в 1830 году: «Сегодня двору был представлен блистательный Казарский». Император Николай I сделал его своим флигель-адъютантом и поручил заняться ревизией Черноморского флота. А там было что ревизовать. После победоносной войны флот распустился донельзя. За период с 1830 по 1833 гг. ни один его корабль не выходил в море, а линейный корабль «Париж», на котором во время той войны ходил сам император Николай I, заживо гнил на якорях. Собственно, донесение о судьбе «Парижа» в 1833 году стало последним письмом Казарского императору. Спустя несколько дней он, угостившись чашечкой кофе, скоропостижно умер. И смерть эта была очень странной и подозрительной: «Голова, лицо распухли до невозможности, почернели, как уголь; руки распухли, почернели аксельбанты, эполеты, всё почернело… Когда стали класть в гроб, то волосы упали на подушку». То, что не удалось сделать туркам в прямом бою, сделали отечественные коррупционеры – уж слишком прям и честен был Казарский. И слишком опасен для казнокрадов – его предыдущие ревизии в Нижнем Новгороде, Саратовской губернии и в Одессе вскрыли чудовищные махинации и злоупотребления…

Севастополь. Памятник Казарскому на Малом Бульваре.(рис.~1872 г.)
Севастополь. Памятник Казарскому на Малом Бульваре.(рис.~1872 г.) Фото: Commons.wikimedia.org
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах