Сегодня Эфес находится на территории современной Турции. Это территория бескрайних болот, из которых торчат серые камни древних руин, а на месте величайшего храма Ионии стоит ничем не примечательная колонна, восстановленная из обломков. А ведь когда-то этот город был одним из торговых и духовных центров мира, население его насчитывало 225 тысяч жителей: учитывая, что к началу нашей эры на Земле жило около 300 млн человек, Эфес был по тем временам не просто большим, но огромным.
Местность на западном побережье Малой Азии, при впадении реки Каистр, крайне удачно подходила для древних поселений: в те времена города возникали вдоль транспортных артерий, которыми являлись реки. Поэтому неудивительно, что первые поселения возникли в районе будущего Эфеса ещё в 1500–1400 гг. до н. э. Однако бурное развитие города всё же началось в XI веке до н. э., когда город был захвачен ионийцами — одним из сильных древнегреческих племён. Прибыв в эти места, они обнаружили здесь культ древней богини, которую местные жители назвали «Великая Мать». Ионийцы назвали её по-гречески Артемидой, а через некоторое время возвели в её честь каменный храм, который и стал одним из чудес света.
Девственница-убийца
В том, что культ древней богини был так легко принят ионийцами, нет ничего удивительного. Ошибочно считать, что древние цивилизации были замкнутыми «экосистемами», которые не имели друг на друга никакого влияния и никак не пересекались. Кроме того, ионийцы и сами поклонялись богине Артемиде, причём в самых разных, даже противоречивых ипостасях.
Точная этимология имени Артемиды неизвестна. По разным версиям, оно означает «медвежья богиня», «владычица» или «убийца». Эта богиня-девственница была одной из главных в древнегреческой мифологии и покровительствовала всему живому на Земле, браку, оказывала помощь при родах, считалась прекрасной и жестокой.
Поклонение Артемиде было повсеместным, и учитывая, что корнями оно уходит в глубокую древность, его история насчитывает намного больше лет, чем история христианской религии. Меккой этого громадного культа стал Эфес.
Два барана и храм на болоте
В середине VI века до н. э. эфесцы решили возвести самый большой и самый красивый храм покровительнице города. Деньги на строительство выделил царь Лидии Крез, который славился своим богатством.
Храм было решено строить из мрамора, однако где взять такое количество этого дорого материала, никто не знал. Пока эфесцы на площади горячо спорили, куда направить экспедицию, помог случай.
По легенде, один из пастухов пас стадо баранов рядом с городом, и двое крупных самцов решили устроить разборку. Один из них «промазал» по противнику и ударился рогами о скалу. От неё-то и отвалился огромный кусок мрамора.
Учитывая, что большинство храмов до этого были разрушены частыми землетрясениями, архитектор Херсифрон пошёл на уникальный по тем временам инженерный ход: храм было решено строить... на болоте. Предполагалось, что мягкая почва должна амортизировать при землетрясении и защитить постройку. Чтобы огромное здание не оседало, на месте строительства вырыли глубокий котлован, который наполнили углём и шерстью, а сверху уже начали возводить фундамент.
Богиня на стройке
Однако из-за болотистой почвы возникли большие трудности с доставкой колонн: повозки вязли в топкой почве. Тогда архитектор придумал оригинальный способ спасти ситуацию: в торцевую часть колонны вбивали стальные штыри, обшивали её деревом, и десятки волов тащили эту конструкцию, чем-то напоминающую современный каток для укладки асфальта. Из-за своей большой площади колонна легко катилась по болотистой местности и не проваливалась в грунт.
Поставить блоки весом в несколько десятков тонн вертикально было очень трудно: это попытались сделать при помощи лебёдки, но поначалу ничего не получалось. Согласно легенде, Херсифрон был в отчаянии и уже был готов покончить с собой, но в одну из ночей на стройплощадку явилась Артемида собственной персоной и помогла строителям установить колонны. Архитектору не довелось закончить своё строение: храм возводили в течении 120 лет. Достраивал святилище Артемиды сын Херсифрона, и, по некоторым данным, его внук.
Храм-банк
Когда строительство было наконец завершено в 550 году до н. э., храм поразил современников: его длина составляла 110 метров, ширина — 55 метров. Строение держалось на 127 колоннах высотой 18 метров каждая. Внутри храма была установлена статуя богини Артемиды высотой в 15 метров.
Этот колоссальный монумент частично был сделан из чёрного дерева (лицо), частично — из слоновой кости, имел детали из драгоценных металлов. На одеяниях богини были изображены быки, пчёлы и другие её священные существа-спутники. Но самой главной отличительной особенностью статуи были десятки женских грудей, которые символизировали плодородие. Эта не свойственная древнегреческим скульптурам деталь указывает на глубокую связь богини с древнейшими языческими богами и верованиями.
Храм Артемиды поражал современников своими размерами и величием. Зданий выше двух этажей в те времена практически не существовало, и что уж говорить о строении высотой с современную высотку? Но размеры имели всё же не самое главное значение. Храм был культурным, духовным, финансовым и деловым центром: здесь находилось отделение местного банка, проходили переговоры, здесь молились и отдыхали, совершали сделки. Это здание было символом достижений инженерной мощи древнего мира, достижений всего человечества.
Безумец Герострат
В одну из ночей 356 года до н. э. душевнобольной гражданин Эфеса по имени Герострат проник в храм и поджёг его. Дело в том, что здание было каменным только отчасти: перекрытия, крыша и другие конструкции выполнялись из дерева, поэтому спалить одно из чудес света Герострату не составило труда. После пожара от храма остались только колонны и внутренняя коробка, причём белый мрамор обуглился так, что храм было решено разобрать полностью.
Герострата схватили по горячим следам, и после пыток он признался в содеянном. По его словам, храм он сжёг затем, чтобы его имя осталось в веках. Эфесцы приговорили поджигателя к казни и запретили упоминать его имя: первые историки, описывавшие пожар в храме, говорили только о некоем «безумце». Однако через некоторое время в трудах историка Феопомпа это имя всё же было упомянуто и, таким образом, действительно вошло в историю.
Отдельно нужно сказать, что, по легенде, храм сгорел в тот самый момент, когда на свет появился Александр Македонский, а персидские маги расценили это как знамение того, что родился человек, который принесёт погибель Азии.
Выросший Александр Македонский оказал материальную помощь Эфесу, и храм был восстановлен. Новое строение было точной копией предыдущего, за исключением того, что его подняли на более высокий постамент. Посетив стройплощадку, Македонский был так поражён масштабами строительства, что предложил горожанам возместить оставшиеся расходы на строительство и содержание здания взамен на то, чтобы в посвятительной надписи стояло его имя. Эфесцы отказались, дипломатично заявив: «Негоже богу воздвигать храмы другим богам».
Дева Мария вместо Артемиды
В 263 году н. э. храм разграбили племена готов, однако полное разрушение и закрытие языческой святыни произошло после наступления христианской эпохи, в 400 гг. н.э. Тогда храм снесли, а на его месте долгое время находилась церковь Девы Марии.