Сердце сердцу поёт о судьбе -
Соломон, я Любви отдана.
Песнь всех песней поёт лишь
о Ней,
О Любви, что себе лишь верна.
Гиды, обращая внимание туристов на затейливые и совершенно нехарактерные для конца XII века скульптурные украшения одноглавого храма, привычно рассказывают о том, что множество изображений царя Соломона было призвано продемонстрировать мудрость властителя города, и при этом... явно ошибаются. Так считает историк Дмитрий Семёнов, посвятивший изучению истории собора многие годы. Согласно его версии, главным смыслом этих изображений легендарного еврейского царя, правившего в X веке до н. э., стало созвучие личной жизни двух правителей, которое усмотрел Всеволод (в крещении он имел имя Димитрий - отсюда и название собора). Как в XII веке на Руси князь сумел рассмотреть эту свою общность с правителем Израильского царства, с которым их разделяло более двадцати веков? Видимо, благодаря дошедшей и до наших дней Песни песней царя Соломона - истинного гимна Любви. У евреев долгие века существовал запрет на чтение Песни песней до достижения 13-летнего возраста, сторонником подобного запрета был и Лютер. Ещё бы:
А груди, что два оленёнка,
А шейка, что башня из кости
Слоновой и манящей в гости,
Сосочки - глаза у ягнёнка!
Или:
Под моей головой рука левая,
Ну а правой меня обнимает.
Всеволод - один из главных героев легендарного «Слова о полку Игореве» - славился военными и политическими талантами. Долгие годы прожив в изгнании по воле единокровного брата Андрея Боголюбского, он сумел не только вернуться на родину, заполучить владимирский престол, но и сделать так, что время его правления до сих пор считается периодом наивысшего подъёма Владимиро-Суздальской земли. Тем не менее прозвище его не имело к этим общественным талантам никакого отношения. Большим Гнездом он был назван за многочисленное потомство. Только от официальных жён у него было 12 детей. А уж маленьких Всеволодовичей в Твери, Переславле-Залесском, Дмитрове и других городах, которые мудрый правитель сумел присоединить к своему княжеству, никто не считал. Был близок он со многими, а любил, как и царь Соломон, одну. Еврейский царь обожал, как известно, царицу Савскую, а князь пылал чувствами к своей жене Любаве.
Пупочек, что чаша златая,
Шербетом до края налита...
Животик - колосья от жита,
Колышется, негой играя...
В одном из обнаруженных историком Семёновым списков летописей тех лет рассказывается, как Всеволод, сыграв свадьбу со второй женой, фактически полностью прекратил выезжать с княжеского двора, всё своё время проводя с милой сердцу Любавой и их общими детками. Доказательство тому, как ни странно, можно найти в убранстве всё того же Дмитриевского храма. Единственное изображение заказчика архитектурного шедевра на нём таково - Всеволод держит на коленях младшего сына, рождённого Любавой. Ребёнка, ради которого он впервые в русской истории нарушил правила престолонаследия, отказав от княжения его старшим братьям.
Из-за чего после его смерти разгорелась настоящая братоубийственная бойня, в которой, как в топке, сгорела большая часть его многочисленного потомства.
О, как ты прекрасна, Любовь!
Ты чудо! Ты - дочь
наслаждений.
Твой стан - это пальма
влечений,
А груди, а взгляд твой,
а бровь...