Примерное время чтения: 8 минут
3278

Деревянная железная дорога. Станции — объекты культурного наследия Москвы

Станция «Подмосковная» Московско-Рижской железной дороги.
Станция «Подмосковная» Московско-Рижской железной дороги. / Andreykor / Commons.wikimedia.org

На единственном сохранившемся московском вокзале, сделанном из дерева, начались противоаварийные и ремонтные работы. Он расположен на станции «Подмосковная» Московско-Рижской железной дороги, хотя вопреки названию давно уже не имеет территориального отношения к Московской области. Есть в Москве и другие станции, несущие на себе печать времени и являющиеся к тому же объектами культурного наследия — «АиФ» рассказывает об этих станциях.

Подмосковная

Поезда начали ходить отсюда в июле 1901 года, а сама станция до открытия Виндавского вокзала (старое название Рижского, потому что оттуда ходили поезда в латвийский город Виндава, ныне Вентспилс) выполняла функции полноценного вокзала. «Подмосковная» была конечной станцией — при этом настолько популярной, что, если верить сообщениям газет того времени, самой большой проблемой для пассажира, сошедшего здесь, было достать извозчика.

Здание вокзала спроектировано в стиле «модерн», ему соответствуют и другие постройки — водонапорная башня, паровозное депо с поворотным кругом, административное здание. Сегодня это единственное деревянное вокзальное сооружение на территории Москвы и ближнего Подмосковья. Оно перенесло пожар, но уцелело, а в помещении сохранились лепные карнизы и деревянные оформления интерьера.

Станция «Подмосковная», начало ХХ века.
Станция «Подмосковная», начало ХХ века. Источник: Public Domain

В 2008 году здание получило статус объекта культурного наследия. Сегодня на станции проведены первоочередные противоаварийные работы. По словам руководителя Департамента культурного наследия города Москвы Алексея Емельянова, от мусора расчищены чердак и первый этаж, удалены аварийные участки стропильной системы и несущих конструкций, установлен временный навес и опоры для стен.

Белокаменная

Никаких строений из белого камня здесь не водится (станция находится на территории заповедника «Лосиный остров»), а название это получила в 1908 году для привлечения туристов как «исконно московское». Сегодня здесь расположен маленький вокзал и два аккуратных станционных домика. Кстати, неподалёку работает баня, поэтому на станции часто пахнет топящейся печью. Место настолько красивое и характерное, что на станции не раз снималось кино. В частности, эпизод известного фильма «Когда деревья были большими» делали именно здесь, поменяв вывеску «Белокаменная» на «Селиваново».

Не так давно станция получила статус «объект культурного наследия» — это означает, что здесь нельзя ничего перестраивать, копать, менять ландшафт, делать перепланировку в зданиях.

Станция «Белокаменная» МЦК.
Станция «Белокаменная» МЦК. Фото: Commons.wikimedia.org/ A.Savin

Лихоборы

Одна из интереснейших старинных станций — «Лихоборы» на МЦК, она была построена в 1908 году в характерном для большинства старых станций Московской Окружной железной дороги жанре — смешение модерна и псевдорусского стиля. Именно здесь, кстати, находился нулевой километр дороги, отсюда шёл отсчёт. Кроме того, на «Лихоборах» кольцо пересекалось с Николаевской (позже Октябрьской) железной дорогой. Сегодня на станции сохранились исторические здания в красно-белых оттенках: вокзал, мастерские, нефтекачка, кузница и даже помещение отхожего места (также в стиле модерн!). На фасаде бывшего дома начальника участка тяги между двух окон красуется изваяние совы — символа мудрости.

Станция «Лихоборы».
Станция «Лихоборы». Фото: Commons.wikimedia.org/ Artem chulukin

Угрешская

Это самая дальняя (расположенная на другой половине «кольца») станция от «Лихобор», хотя постройки созданы в том же самом стиле. Сегодня уже мало кто помнит, что когда-то здесь были не лучшие московские «достопримечательности». Из воспоминаний одного из первых пассажиров Окружной дороги (датируются 1908 годом): «Пересекли Московско-Казанскую железную дорогу. Вступаем окончательно в область болот, свалок и всякой мерзости. Справа поля орошения, свалки, старые городские бойни, возле которых дышать нельзя, слева — холерное кладбище. И посредине этих зловонных палестин красуется станция Угрешская».

В те годы из Москвы золотари действительно возили мимо Угрешской отходы в сторону Люберец, где располагались поля аэрации. Сегодня ничего этого в помине нет, а сама станция — красивая и ухоженная.

Станция «Угрешская».
Станция «Угрешская». Фото: Commons.wikimedia.org/ Andrey Volykhov

Лефортово и Пресня

Есть на МКЦ станции, мимо которых «Ласточки» пролетают без остановок, хотя их постройки являются интереснейшими историческими объектами. Как, например, «Лефортово», которая сейчас является грузовой. Однако в 1908 году здесь сходили пассажиры, была она людной и нарядной. На станции сохранился вокзал, два жилых дома начала прошлого века и казарма. Но любоваться всем этим можно только из окна поезда.

Ещё одна историческая грузовая станция, которая всё же готовится в будущем принять пассажиров — это «Пресня», здесь помимо остановки поездов планируется создать музей Окружной железной дороги.

Станция «Пресня».
Станция «Пресня» перед реконструкцией. Фото: Commons.wikimedia.org/ Leonrid
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах