Примерное время чтения: 8 минут
60088

Дело тёмное. Куда пропали «кавказские негры», считавшие СССР своей родиной?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. Чем живёт рыбная житница России? 07/10/2020
Фотография абхазского негра, сделанная Джорджем Кеннаном в 1870 году, из Библиотеки Конгресса США.
Фотография абхазского негра, сделанная Джорджем Кеннаном в 1870 году, из Библиотеки Конгресса США. Public Domain

Ещё в конце XIX в. иностранцы поражались поселениям «чёрных людей» в Абхазии. При Союзе к ним приезжали советские журналисты, их фото публиковали в газетах. Но никто не заметил, как с распадом СССР исчез и маленький народ…

Об абхазских нег­рах в своё время часто рассказывал знаменитый писатель Фазиль Искандер. В своей книге «Сандро из Чегема» он приводил забавный случай: прибыл в Абхазию один африканский принц, сел со своими чернокожими братьями за стол и спросил: «Ну, как живётся неграм в Советском Союзе?» – «Каким неграм?!» – страшно удивился чёрный хозяин дома. «Как каким? Вам!» – «А мы не негры, – улыбнулся тот. – Мы абхазы!» Ещё в ­20-х гг. XX в. в селе Адзюбжа и паре других деревень близ Кодор­ского ущелья жили десятки (по другим данным – около двух сотен) представителей нескольких народов Африки. В 1995 г. их уже оставались единицы – после распада СССР и грузино-абхазской войны большинство «советских африканцев» покинули родные места: тогда мне удалось побеседовать лишь с несколькими людьми. Побывав недавно в командировке в Абхазии, я попытался узнать, что сейчас происходит с чернокожими горцами, считавшими своей родиной Россию и Советский Союз?

Семейство негров из Адзюбжи. Фотография из книги Ковалевского П. И. «Кавказ. Том I. Народы Кавказа», СПб., 1914.
Семейство негров из Адзюбжи. Фотография из книги Ковалевского П. И. «Кавказ. Том I. Народы Кавказа», СПб., 1914. Фото: Public Domain

Невольники и плантации

25 лет назад близ Кодора я нашёл лишь двух человек африканской внешности – 65-летнего бывшего водителя автобуса Шамиля Чанба и его дочь. Обоих всерьёз раздражало, если кто-то хоть в шутку называл их неграми. «Я родился на Кавказе! – возмущался Шамиль, размахивая руками. – И отец мой, и дед! Э, я африканский язык не говорю! Русский знаю, абхазский – и всё!» Он гнал крепкий самогон из инжира, по праздникам носил черкеску и умел говорить цветистые тосты на полчаса. Мать Шамиля была белой, а он сам считался мулатом, но слова этого тоже не любил: «Э, негры-мегры, мулаты-булаты. Я кавказский человек, неужели есть разница, какого я цвета кожи?» Люди с типичными африканскими лицами говорили по-русски с абхаз­ским акцентом, соблюдали горские традиции, играли свадьбы со скачками на конях и выстрелами в воздух, готовили лобио (тушёную фасоль) и мамалыгу (кукурузную кашу). До сих пор нет объяснения, откуда же на юге Российской империи взялись деревни переселенцев из Африки?

Версий имеется несколько. Как считают в историческом музее Абхазии, в XIX в. (побережье Чёрного моря в то время принадлежало Турции) род абхазских князей Шервашидзе привёз с невольничьего рынка Кафы темнокожих рабов для работы на чайных плантациях. Писатель Максим Горький поддерживал другую идею: негры являются иммигрантами из Эфиопии, направленными сюда Абрамом Ганнибалом, «арапом Петра Великого». Третья мысль совсем сказочная: о корабле с африканскими невольниками, разбившемся на абхазском побережье. Так или иначе, уже к началу XX в. множество газет Европы рассказывают о неграх в Абхазии. Сохранились фото основателя Гагры принца Ольденбургского – с охраной из африканцев в черкесках, имеются снимки «Дикой дивизии» от 1914 г., где запечатлён негр-кавказец. «Если брать за основу внешность большин­ства этих людей, их предки происходят из Восточной Африки, южнее Судана, – полагает учитель истории из Сухума Алексей Баграмян. – Приплюснутый нос, большие губы, курчавые волосы. Строение лиц жителей Эфиопии и Сомали скорее европейское – это мы видим и по самому Пушкину. Так что, вероятнее всего, африканцев и верно сначала привезли в Абхазию как рабов».

«Ужас, везде чёрные»

Знаменитый «афроабхаз» Шабаан Абаш воевал в казачьих (!) войсках против немцев в Первую мировую войну, в 1931 г. стал членом Центрального исполнительного комитета Абхазской АССР, являлся пламенным коммунистом: в память о нём в Кодоре установлена памятная доска. Уже тогда африканцы активно смешивались с мест­ным населением: они женились на абхаз­ских женщинах, на свет появлялись мулаты, которые, в свою очередь, тоже брали в жёны горянок. В ­90-х гг. я увидел в Абхазии почти белых людей лишь с лёгкой примесью негритян­ской крови: только большие губы и курчавые волосы выдавали их африканское происхождение. «Для наших жителей никогда не имело значения, из Африки человек или нет, – объясняет житель Гальского района Руслан Ачба. – Живёт по нашим традициям, молится в церкви, говорит на абхазском, дедушка и бабушка тут родились – разве это иностранец? Между собой неграм и негритянкам жениться значительно труднее – всего пара сотен человек, почти все родственники. Хотя мне самому в детстве смешно и странно было смотреть: как на праздниках негры с гортанными выкриками лезгинку танцуют и вино из рога пьют».

Чёрные жители Абхазии начали покидать республику ещё в 50-х гг. Многие уезжали на учёбу в дальние районы СССР (включая Сибирь), заводили семьи и оставались там. Однако в 1991–1993 гг. это приобрело характер бегства. Распад Советского Союза, война между абхазскими и грузинскими отрядами, разрушение целых городов, гибель тысяч человек не способствовали спокойной жизни. Маленький чернокожий народ ощущал себя между двух огней. «Евреи тогда уезжали в Израиль, и кому-то из наших негров вдруг пришло в голову: а давайте возвратимся на родину предков, в Эфиопию… других стран-то в Африке они вообще не знали, – рассказывает инженер Сергей Гулиа. – Ну пять человек собрались, улетели через Турцию… потом звонят оттуда, плачут и жалуются: грязь, нищета, климат – ужас, и везде негры. Назад в Сухум, правда, не вернулись – обратились в посольство США и перебрались в Америку».

«Как зверь в зоопарке»

Администрация президента Абхазии отказалась помочь мне в поисках «кавказских негров»: «Их очень мало осталось, вы сами разыщите как-нибудь». Один-единственный пожилой «мулатоабхаз», живущий на границе с Грузией (с ним удалось связаться через знакомых в Сухуме), давать интервью наотрез отказался: «Вы простите, но я себя чувствую вроде зверя в зоопарке. Приезжают тут, фотографируют, словно обезьяну в питомнике, разве что конфеты не кидают. Я старый человек, дайте мне спокойно дожить свою жизнь». Все поголовно жители Абхазии слышали о селениях чернокожих, но вспоминают о них всё реже и реже. Мол, да, были тут когда-то такие, но давно уже их не видели… разъехались. Дошло до того, что одна грузинская газета выступила с заявлением: дескать, абхаз­ские негры – специальный миф советской пропаганды для изображения всеобщего равенства и братства, сёл африканцев в Кодоре никогда не существовало. Пройдёт ещё лет пятьдесят, и последующие поколения станут считать информацию о чернокожих горцах в черкесках фейком, красивой легендой, выдуманной Искандером.

Как было сказано, «кто хочет восстановить Советский Союз, у того нет головы… а кому его не жаль, у того нет сердца». В шуме политических бурь, падения правительств и граждан­ских войн, ознаменовавших годы распада СССР, потерялась трагедия маленького племени, чьи прапрадеды оказались на чужой для них земле: без языка, без знания традиций. Но полюбили её, как родную. Ведь большинство негров общались между собой на русском языке, лишь у стариков в ходу был абхазский. Однако крохотный народ исчез, «размылся», его раскидало по миру. Сколько в бывшем Советском Союзе теперь таких пропавших деревень, испарившихся судеб, покинутых городов, забытой истории? И не пересчитаешь.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах