Примерное время чтения: 5 минут
46814

Что за грамоту Петра I Германия передала Украине?

Категория:  События
Ответ эксперта

Германия передала Украине исторический документ: грамоту российского царя Петра I от 1708 года. Документ был утерян во время Второй мировой войны, а с конца пятидесятых находился в библиотеке Института восточноевропейской истории и краеведения Университета Тюбингена в федеральной земле Баден-Вюртемберг. До Второй мировой войны грамота находилась в Киеве, в Национальной библиотеке имени В. И. Вернадского, и, как считают эксперты, во время оккупации была вывезена нацистами в Германию.

По словам министра культуры Украины Евгения Нищука, грамоту отправили в заповедник на территории Софийского монастыря и в скором времени представят посетителям. Как заявил глава Минкульта, документ является доказательством того, что Украинская церковь была «аннексирована» Московской патриархией, поскольку Петр прямо запрещал киевскому митрополиту любые связи с Константинополем.

Передача грамоты состоялась спустя несколько месяцев после вручения украинской православной церкви томоса. 6 января 2019 года в Стамбуле Вселенский патриарх Варфоломей вручил грамоту об автокефалии новому предстоятелю Православной церкви Украины Епифанию.

Что это за грамота? 

Грамота представляет собой рукописный пергамент размером 80×58 см в серебряно-позолоченной оправе. Документ является подтверждающей грамотой российского императора Петра I от 1708 года митрополиту Иоасафу (Кроковскому) о назначении его главой Киевской митрополии. 

Иоасаф был последним киевским митрополитом, который был свободно избран местным духовенством и утвержден царем, а не прямо назначен из Москвы. 19 октября 1707 года решением собора Киевского духовенства он был избран на должность митрополита Киевской епархии и для официального признания назначения был направлен в Москву. 15 августа 1708 года в Москве он был официально рукоположен во епископа с возведением в сан митрополита Киевского. 

В документе также подчеркивалось пребывание киевского митрополита под властью московского патриарха. В то время, несмотря на официальное переподчинение Киевской митрополии Московской патриархии, немало епархий намеревались утвердить единую православную церковь «под послушанием святейшего апостольского трона константинопольського». Так, после 1686 года Львовская епархия осталась в канонической юрисдикции Вселенского патриархата. Прямое подчинение Константинополю к 1708 году также сохраняли некоторые православные приходы и монастыри в Галичине. В выданной митрополиту Киевской епархии грамоте содержался прямой запрет на какие-либо сношения с Константинопольским патриархатом. 

«Украина в своей центральной левобережной части входила в состав Российской империи, а Киевская митрополия с 1686 года входила в состав Московской патриархии. Издавать насчет украинской церкви те или иные документы Петр I был вправе. По византийским правилам он считался и главой церкви. Канонические правила между поместными православными церквями действуют до сих пор. Когда между ними происходит какой-то конфликт, они могут каноническое общение прервать, как сейчас у нас с Константинопольской церковью. Скорее всего, Петр таким образом утвердил своим указом, что церковь находится в церковно-правовом подчинении Московскому патриархату, поскольку она еще тридцать-сорок лет тому назад была в таком же подчинении у константинопольского патриарха. Необходимость выдачи такой грамоты могла быть связана с настроениями , которые сохранялись на этот счет в обществе. Поэтому Петр I зафиксировал в грамоте, что Константинополю Киевская метрополия больше не подчиняется, что соответствовало правовым нормам после 1686 года, когда Киевская митрополия была передана в церковном отношении в состав Московского патриархата», — говорит руководитель центра истории религии и церкви Института российской истории РАН Александр Назаренко.

По словам эксперта, на выдачу такой грамоты могли повлиять и политические обстоятельства. «Петр I в то время готовил „молдавскую операцию“, свой Прутский поход, и пытался при этом защитить и церковно-правовое поле. Ведь украинское общество не только сейчас расколото. Оно всегда было шатким в разных отношениях. Даже внутри самой Киевской митрополии были те, кто стремился к некоторой внешней самостоятельности и не хотел подчиняться Москве, а желал оставаться в рамках константинопольской юрисдикции. Часть во главе с левобережными епископами, наоборот, тянулась к Москве. Ввиду этих шатаний Петр мог озаботиться тем, чтобы как-то по возможности максимально их пресечь. Это вполне было в его власти. Он мог разными способами действовать. Он мог просто брать за шиворот епископов, смещать их со своих кафедр и замещать их другими. Но он, несмотря на свои полномочия, не шел по этому пути, а издавал такого рода документы», — говорит Назаренко.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах