Ни для кого не секрет, что личные увлечения людей, стоящих у руля власти, так или иначе влияют на общественное мнение, а иногда даже могут сформировать моду на то или иное хобби. Многие, наверное, помнят, какой расцвет переживал теннис, когда страной руководил Борис Ельцин, большой поклонник этого вида спорта. Мальчик, родившийся 10 марта 1845 г. в семье российского императора Александра II, с самого раннего возраста полюбил музыку, что имело далеко идущие последствия для отечественной культуры.
Назвали новорожденного Александром. А спустя 36 лет к его имени добавили порядковый номер — римскую тройку. Потому что 13 марта 1881 г. он взошёл на престол, став предпоследним русским императором Александром III.
Этим императором принято восторгаться. Часть восторгов можно охотно разделить. Скажем, его заслуги в сфере индустриализации страны вряд ли получится оспорить. Равно как и труды в области повышения связности Империи — Транссибирская железнодорожная магистраль, по большому счёту, до сих пор является основной транспортной артерией, консолидирующей Россию.
Однако как только речь заходит о культуре, тут же вспоминают его советника, Константина Победоносцева, который «над Россией простёр совиные крыла», от чего произошло сплошное мракобесие, обскурантизм и травля Льва Толстого. Да и чего в плане культуры ожидать от государя, который был похож не на утончённого аристократа, а на деревенского мужика в ватнике, картузе и залатанных портах, заправленных в сапоги бутылками. Известно же, что из всех видов досуга больше всего он ценил рыбную ловлю: «Когда русский царь удит, Европа может подождать!» И писал безграмотно, чему являются свидетельством многие из его официальных цензурных резолюций, например вот эта: «Брошуры при дерзкия».
Самое любопытное, что всё это — чистая правда. И, тем не менее, Александр III сделал для развития русской культуры очень много. Другое дело, что оценить его вклад по справедливости довольно трудно — об этой стороне личности императора почему-то мало говорят.
А стоило бы. Грандиозный взлёт русской классической музыки, повышенное внимание к народным музыкальным инструментам и хорам, а также любопытный феномен широчайшей популярности духовых оркестров — это всё его заслуга. Причём заслуга личная.
Начало было положено, когда будущему царю не было ещё 3 лет. Маленький Саша долго выпрашивал «настоящую трубу, чтоб играла». В конце концов один из воспитателей пожалел малыша и на свои деньги «приискал в игрушечной лавке детскую трубу из цинка, которая при лёгком надувании производит звуки через так называемую гармонику». Суда по всему, звук у этого изделия был довольно мерзким, а увлечение игрушкой — искренним и длительным. Царевич скоро довёл домашних до белого каления. И когда ему через полгода прислали из Германии новые игрушки, оттуда заранее были изъяты все духовые музыкальные инструменты. Во избежание.
Но тягу к прекрасному не убьёшь. Повзрослевший Александр, если говорить на современный манер, основал группу. Тогда, правда, это называлось иначе: «Хор наследника цесаревича Александра Александровича». Спустя какое-то время группа пережила ребрендинг — окончательное название стало таким: «Общество любителей духовой музыки». Александр оказался способным музыкантом. Одним из его любимых инструментов был корнет-а-пистон — разновидность трубы. О том, каких высот он достиг в освоении этого сложного инструмента, может рассказать англо-американский виртуоз-корнетист Джулс Леви: «Я часто с ним играл. Цесаревич — прекрасный музыкант-любитель, и корнет — это его инструмент». Может быть, его коньком стал бы и геликон — такой басовый духовой инструмент, который вешают на левое плечо через голову. Партия баса ему, судя по воспоминаниям современников, всегда нравилась, и с геликоном цесаревич управлялся весьма умело. Но с возрастом он заматерел, и его плечи уже не влезали в стандартный инструмент.
Пример цесаревича, а потом и государя оказался заразительным. Вот что пишет свояк Льва Толстого, гвардейский офицер и музыкант Александр Берг, имевший честь играть с наследником престола в одной группе: «В корпусах, на заводах и прочих местах, везде завелись собственные оркестры, везде они встречали государя с музыкой и пением».
Словом, волна увлечения духовой музыкой накрыла страну. Именно с тех пор русские медные оркестры считаются чуть ли не лучшими в мире, что в наши дни регулярно подтверждается фестивалем «Спасская башня».
Не чужд царь был и серьёзных музыкальных экспериментов. Именно Александр обратил особое внимание на развитие национального направления в музыке. Причём в наступление он пошёл сразу по двум фронтам.
Во-первых, организовал пиар-кампанию и финансовую поддержку тех композиторов, которые продолжали традицию Михаила Глинки — «Могучую кучку».
Во-вторых, вывел из прозябания собственно народную музыку: «При нём русские народные песни вышли из забвения, пронеслись по широкому лицу земли русской, перенеслись даже за границу, где и привлекли общее внимание». Собственно, традиция оркестров народных музыкальных инструментов началась у нас с его лёгкой руки — в 1888 г. состоялся первый концерт Великорусского оркестра балалаечников под управлением Василия Андреева.Спустя год они произведут фурор на Парижской Всемирной выставке.