Примерное время чтения: 13 минут
4304

«Блайбургская бойня». Как из хорватских палачей делают невинно убиенных

Сюжет Всемирная история с Андреем Сидорчиком
Блайбургский мемориал на кладбище Мирогой в г. Загреб.
Блайбургский мемориал на кладбище Мирогой в г. Загреб. Commons.wikimedia.org

Попытки пересмотра событий Второй мировой войны встречают крайне болезненную реакцию не только на постсоветском пространстве. В середине мая 2020 года в Сараево прошли массовые протесты против акции поминовения жертв так называемой «Блайбургской бойни».

«В большом школьном кабинете я застал зарезанную учительницу и 120 ее учеников!»

В апреле 1941 года при поддержке нацистской Германии было провозглашено Независимое государство Хорватия. Его лидером стал глава движения хорватских фашистов — усташей — Анте Павелич. Павелич взял курс на создание моноэтнического государства. По примеру нацистской Германии в Хорватии были введены расовые законы, направленные против евреев, цыган и сербов.

Один из идеологов режима усташей Миле Будак в июне 1941 года заявил: «Одну часть сербов мы уничтожим, другую выселим, остальных переведём в католическую веру и превратим в хорватов. Таким образом скоро затеряются их следы, а то, что останется, будет лишь дурным воспоминанием о них. Для сербов, цыган и евреев у нас найдётся три миллиона пуль».

Жестокость усташей потрясала даже их союзников. Итальянский генерал Александр Лузан в письме Муссолини сообщал: «Объезжая окружные местечки Столац, Чаплину и Любинье (между 60 и 130 км на север от Дубровника), узнаю от наших офицеров разведки, что усташи Павелича в предшествующий день совершили какое-то преступление в одном селе (Пребиловци), и, когда об станет известно, местные сербы снова будут встревожены. Мне не хватает слов описать то, что я там обнаружил. В большом школьном кабинете я застал зарезанную учительницу и 120 ее учеников! Ни один ребенок не был старше 12 лет! Преступление — неуместное и невинное слово — это превосходило всякое сумасшествие! Многим отсекли головы и расположили их на школьных лавках. Из распоротых животов усташи вытащили кишки и, как новогодние гирлянды, развесили их под потолком и гвоздями вбили в стены! Рой мух и невыносимое зловоние не позволяли здесь долго задерживаться. Я заметил початый мешок соли в углу и с ужасом установил, что их резали медленно, посыпая солью шеи! И, когда мы уходили, с задней лавки послышался детский стон. Посылаю двух солдат посмотреть, в чем дело. Вытащили одного ученика, еще был жив, дышал с наполовину рассеченным горлом! На своей машине я отвожу это бедное дитя в нашу военную больницу, приводим его в сознание и от него узнаем полную истину о трагедии. Преступники прежде всего изнасиловали учительницу-сербку (ее имя Стана Арнаутович) и затем убили ее перед детьми. Насиловали и девочек от восьми лет. Все это время играл насильно приведенный оркестр цыган и бил в тамбуры! К великому стыду нашей, римской, церкви, и один божий человек, местный священник, во всем этом участвовал! Мальчик, которого мы спасли, быстро поправился. И как только затянулась рана, по нашему недосмотру сбежал из больницы и пришел в свое село, чтобы найти родственников. Мы послали за ним патруль, но безуспешно: он нашел его заколотым на пороге дома! Из тысячи с чем-то душ, в селе больше никого нет! В тот же день (это мы обнаружили позднее), когда было совершено преступление в школе, усташи схватили еще 700 жителей села Пребиловци и всех их бросили в яму или зверским образом на пути к яме убили«.

Генерал вермахта Эдмунд Гляйзе-Хорстенау сообщал Германскому верховному командованию: «Наши войска вынуждены быть безмолвными свидетелями таких событий, это не лучшим образом сказывается на их в целом высокой репутации... Мне часто сообщают, что немецкие оккупационные войска должны в конце концов вмешаться в злодеяния усташей. Это может однажды случиться. В настоящий момент, имея те силы, которыми я располагаю, я не могу просить о таких действиях. Сейчас вмешательство немецкой армии в отдельных случаях может сделать её ответственной за прочие многочисленные случаи, которые она не смогла предотвратить ранее».

Усташи казнят заключённых в концлагере Ясеновац.
Усташи казнят заключённых в концлагере Ясеновац. Фото: Commons.wikimedia.org

«Все, что они могли потерять, они потеряли!»

В донесении, отправленном Генриху Гиммлеру в феврале 1942 года, говорилось: «Усташи творят свои бесчинства самым зверским образом не только против мужчин призывного возраста, но в особенности против беспомощных стариков, женщин и детей. Количество православных, которых хорваты убили или садистски замучили до смерти, достигает трёхсот тысяч». Убийцы соревновались в количестве умерщвленных сербов. Появилось новое слово «сербосек» — так называли нож, которым усташи вспарывали животы и отрезали головы своим жертвам.

По разным оценкам, жертвами геноцида стали от 300 до 900 тысяч сербов.

Выжившие уходили в партизаны. Уже упоминавшийся генерал Лузан писал: «Спаслось только около 300 мужчин: только им удалось прорвать усташский обруч вокруг села и сбежать в горы! Эти 300 выживших сильнее самой элитной дивизии Павелича! Все, что они могли потерять, они потеряли! А таких сел, как Пребиловци, полна Герцеговина, Босния, Лика, Далмация».

В 1945 году настал час расплаты. Югославские партизаны Иосипа Броза Тито освобождали город за городом, деревню за деревней. 6 мая 1945 года хорватское правительство сбежало из Загреба. Те, кто вчера похвалялся сотнями убитых сербов, теперь пытались уйти на территории, контролируемые англо-американцами, и сдаться им в плен. Партизаны же, в свою очередь, не собирались отпускать убийц без возмездия.

Акция возмездия

15 мая 1945 года хорватские части, бывшие хорватские чиновники, а также члены их семей добрались до австрийского Блайбурга, где находились подразделения 38-й (ирландской) пехотной бригады армии Великобритании. Хорватские генералы заявили британцами о намерении капитулировать перед ними. Однако ранее союзники достигли соглашения, по которому коллаборационисты Павелича передавались Иосипу Брозу Тито. В соответствии с этим решением сдавшихся хорватов выдали партизанам.

Среди бойцов Тито было много тех, чьи близкие были зверски убиты усташами. В то же время югославы считали — к англичанам и американцам бегут не какие-то случайные лица, а те, чьи руки по локоть в крови. Прямо под Блайбургом усташей начали расстреливать. Сколько их было казнено там, неизвестно. Раскопки в данном районе позволили обнаружить останки около 1200 человек. Но сами югославские партизаны признавали, что покарали значительно больше — согласно показаниям свидетелей, где-то около 15 000. Остальные, в первую очередь члены семей усташей, были возвращены в Югославию.

Во времена Тито тема того, что сами коллаборационисты называли «Блайбургской бойней», в Югославии не поднималась. Зато в независимой Хорватии она озвучивается активно. В 1995 году парламент Хорватии объявил 15 мая «Мемориальный день жертв Блайбурга и Крестного пути». В стране стали один за одним создавать монументы в память о «невинно убиенных».

Число жертв у хорватских историков стало расти в геометрической прогрессии, достигнув аж 300 тысяч. Никакими свидетельствами и фактами подобные числа не подтверждались, но кого это волнует?

«Самое большое сборище фашистов Европы»

Маленький Блайбург, население которого составляет всего 4000 человек, превратился в центр ежегодного паломничества неонацистов. Те, не скрываясь, носят форму усташей и фашистскую символику. Происходящее вызывает гнев у австрийских левых, которые называют майские «поминовения» «самым большим сборищем фашистов Европы».

Власти Австрии, однако, заявляют, что мероприятия в Блайбурге не носят политический характер, так как проводятся католической церковью. Ничего удивительно, поскольку католические священники не просто одобряли, но зачастую и участвовали в геноциде сербов.

К примеру, Мирослав Филипович, хорватский монах-францисканец, в годы войны был комендантом лагерей смерти Ясеновац и Стара-Градишка. Филипович, получивший прозвище «Дьявол из Ясеноваца», был организатором массовых убийств тысяч женщин, стариков и детей. Особенно монаху нравилось перерезать горло маленьким детям и убивать людей так называемыми «сербомолотами». В 1946 году Дьявол из Ясеноваца был приговорен к смерти и повешен.

В 2019 году поклонники усташей окончательно достали австрийцев. Спикер парламента Австрии Вольфган Соботка сделал заявление о недопустимости использования фашистской символики во время мероприятий в Блайбурге, а Католическая церковь Австрии заявила об отказе совершать мессу по расстрелянным.

«Вы проводите мессу для тех, кто совершил эти преступления»

В 2020 году традиционному сборищув Блайбурге помешал коронавирус, и тогда католические иерархи Боснии и Герцеговины, а также Хорватии объявили, что месса в память о «жертвах Блайбурга» состоится в Сараево.

Эту идею осудили Сербская православная церковь, еврейская и мусульманская общины Сараево, а также антифашистские организации

Митрополит Сербской православной церкви в Боснии Хризостом обратился со специальным посланием к боснийскому кардиналу, конференции католических епископов Боснии и Герцеговины Винко Пуличу, в котором напомнил: «Во время войны было убито более 10 000 жителей Сараево, сербов, евреев, цыган и других людей, выступавших против движения усташей. Вы проводите мессу для тех, кто совершил эти преступления». Католические священники в ответ заявили, что их месса посвящена всем жертвам войны, вне зависимости от того, к какой стороне конфликта они принадлежали.

Посольство Израиля в Боснии и Герцеговине выступило с заявлением, в котором говорилось: «Мы знаем, что многие семьи потеряли своих близких сразу же после Второй мировой войны, однако мы должны проводить четкое различие между множеством ни в чем не повинных жертв, которые были захвачены силой, часто посреди ночи, и отправлены в лагеря смерти, такие как Ясеновац и Доня Градина, вместе со всеми их семьями, — и теми лицами, которые были наказаны за организацию и совершение таких злодеяний, хотя некоторые из них не получили право на справедливое судебное разбирательство».

Тем не менее 16 мая 2020 года кардинал Винко Пулич отслужил литургию по убиенным усташам. А в это время сараевская полиция сдерживала разгневанных участников антифашистской акции, среди которых были представители разных конфессиий и национальностей — так же, как когда-то в партизанских отрядах Тито.

Прошли поминальные акции по усташам и в Хорватии. Хотя в политическом поле этой страны данная тема является довольно скользкой. Поклонение режиму Павелича позволяет завоевать голоса ультраправых, но отталкивает умеренных. К тому же в Европе официальному Загребу настоятельно советуют лишний раз не дразнить сербов.

«Византийство сыграло страшную роль»: как духовный пастырь усташей стал католическим блаженным

Католическая церковь имеет прямое отношение к попыткам исторической реабилитации хорватских коллаборационистов. Как уже говорилось, католические священники прямо участвовали в геноциде сербов.

Архиепископ Загреба и примас Хорватии Алоизие Степинац являлся военным викарием хорватской усташеской армии. 18 мая 1943 года Степинец докладывал папе Пию XII: «240 000 сербов переведены в католицизм, из которых чуть менее 100 000 — за один только 1941 год». По мнению Степинца: самым идеальным было бы, если бы все сербы вернулись к вере своих отцов, т. е. преклонили бы главу пред Наместником Христовым — Св. Отцом (папой). Тогда бы и мы смогли наконец отдохнуть в этой части Европы, ибо византийство (православие), как и турки, сыграло страшную роль в истории этой части света».

Кардинал Степинац имел прямое отношение к геноциду сербов. Более того, когда на территории, оказавшейся под контролем итальянской армии, уничтожение прекратилось, Степинац направил письмо итальянскому консулу в Загребе, в котором возмущался: «На части территории Хорватии, аннексированной Италией, наблюдается упадок религиозной жизни, а также заметный сдвиг от католицизма к схизме. Если эта, наиболее католическая, часть Хорватии, перестанет быть таковою, вся вина и ответственность перед Богом и историей ляжет на католическую Италию. Религиозный аспект проблемы заставляет меня говорить в открытых и ясных выражениях, поскольку я несу ответственность за религиозную жизнь в Хорватии».

В 1946 году Степинац предстал перед судом и был приговорен к 16 годам заключения. Весьма лояльный приговор с учетом деяний, которые благословлял духовный пастырь усташей. Отсидел кардинал и вовсе пять лет, проведя остаток жизни в родном селе. В 1998 году кардинал Степинац был беатифицирован папой Иоанном Павлом II во время визита в Хорватию. Такой вот он, настоящий католический блаженный.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах