Примерное время чтения: 10 минут
2310

Беспощадная «Рука Москвы». Как карикатурист Ефимов стал зеркалом XX века

Народный художник СССР Борис Ефимович Ефимов. 1971 г.
Народный художник СССР Борис Ефимович Ефимов. 1971 г. / Лев Иванов / РИА Новости

15 лет назад, 1 октября 2008 года, скончался художник Борис Ефимов — один из известнейших мастеров политической карикатуры. Скончался, не дожив до фантастического возраста — 108 лет, — всего лишь 10 дней...

Это событие стало спусковым крючком для подлой, но любимой забавы интернет-трибунов — посмертной травли знаменитостей. Социальные сети уже тогда достаточно серьёзно влияли на общественное мнение, и многие, совершенно не стесняясь и, видимо, не особо задумываясь, репостили в своих «уютненьких дневничках» сочащиеся завистью и злобой заметки вроде «Борис Ефимов — 108 лет без стыда и совести».

Сплошной госзаказ?

Подразумевалось, что художник слишком уж активно служил (иной раз писали, что прислуживал) любой власти и слишком гибко «колебался с линией партии». Дескать, вот, например, взгляните — пока Лев Троцкий был одним из вождей СССР, Ефимов изображает его как «доброго химика», но как только Троцкого назначили врагом народа, тут же появляется карикатура «Иуда Троцкий и его отпрыск»... И тут вступает хор подпевал: «Да, да, никакого творчества, сплошной госзаказ!»

«Иуда Троцкий и его отпрыск». Художник Борис Ефимов.
«Иуда Троцкий и его отпрыск». Художник Борис Ефимов

Извините, но профессия любого художника такова, что он по большей части и работает под заказ. Иногда этот заказ исходит от первого лица государства, и тогда, скажем, Илья Репин пишет монументальное полотно «Торжественное заседание Государственного совета», а Валентин Серов — холст «Коронация. Миропомазание Николая II в Успенском соборе». Иногда заказ исходит от общества, и тогда Репин пишет картину «Манифестация 17 октября 1905 года», изобилующую красными революционными флагами, а Серов — жёсткую карикатуру на того же Николая II «После усмирения», где император цинично перешагивает через трупы «усмирённых» с теннисной ракеткой под мышкой. Ну а если взять художника Ивана Билибина, то там вообще полный караул — в 1905 году он рисует революционную карикатуру на царя под названием «Коронованный осёл», а в 1919 году — абсолютно контрреволюционную карикатуру «Как немцы большевика на Россию выпускали». И что самое характерное, ни тот, ни другой, ни третий этого не стыдятся. Потому что для художника это самая что ни на есть норма.

Ровно так же до поры действует и Борис Ефимов. Его первая карикатура — шарж на председателя IV Государственной Думы Михаила Родзянко, опубликованная в 1916 году. Это вполне проходит по разряду «заказ от общества». Двумя годами позже он рисует довольно-таки острую карикатуру на Ленина и Троцкого с текстом: «Ленин: — Как вы думаете, Троцкий, у нас много преданных людей? Троцкий: — Я думаю, все 150 миллионов». Смысл каламбура ясен — имеется в виду, что эти два большевика предали всё население России. А вот это уже вполне себе государственный заказ, поскольку карикатура опубликована в белогвардейской газете.

Рисунок 1918 года. Журнал «Киевская иллюстрация». «Ленин: — Как вы думаете, Троцкий, у нас много преданных людей? Троцкий: — Я думаю — все 150 миллионов».
Рисунок 1918 года. Журнал «Киевская иллюстрация». «Ленин: — Как вы думаете, Троцкий, у нас много преданных людей? Троцкий: — Я думаю — все 150 миллионов». Художник Борис Ефимов

Талант, стоящий наособицу

В СССР же судьба политической карикатуры как жанра чем-то напоминала судьбу демонстраций. Были демонстрации? А то ж! Конечно! Целых два раза в год — 1 мая и 7 ноября! Но обе — под бдительным оком партии и правительства.

Вот и с политической карикатурой то же самое. Она была и, подобно демонстрациям, вызывала массу положительных эмоций у трудящихся. Однако единственным заказчиком стало государство. Обвинять Бориса Ефимова в том, что он, мол, «прогибался», — глупо и постыдно. Он жил и работал. И по его работам можно абсолютно точно отследить всю историю Советского Союза во всей красе или неприглядности — это уж как кому больше нравится. По сути, Ефимов, выполняя государственный заказ, действовал по принципу: «Что вижу, то и пою». То есть «рисую». Он и в самом деле стал зеркалом целой эпохи в истории нашей страны.

Разумеется, он был не один — политическая карикатура в СССР считалась делом государственной важности, и к такому источнику припасть желали многие. Но Ефимов обладал не просто огромным талантом, который вполне можно сравнить с талантом того же Ивана Билибина. Талант Ефимова стоял наособицу, резко выделялся из общего ряда, что признавали многие. Даже свой брат-художник, что, вообще-то, большая редкость. А уж если это художник-карикатурист, то тут впору сказать: «Не бывает!»

Однако вот цитата из статьи «Мастер политической карикатуры», что была опубликована 22 марта 1944 года в газете «Красная Звезда»: «Один немецкий солдат, сдавшийся в плен нашим войскам, на допросе заявил, что после того, как ему однажды попалась листовка с Геббельсом, изображенным в образе крысы с хвостом, он при виде настоящей крысы обязательно вспоминает Геббельса, и наоборот, когда видит портрет Геббельса, всегда вспоминает крысу. Этот пример ярко показывает убийственную силу сатиры Бор. Ефимова. В небольшой газетный рисунок он вкладывает столько глубокого содержания, что его не всегда исчерпаешь в обстоятельной статье. Доходчивость карикатур Бор. Ефимова очень велика. Самые запутанные политические ситуации становятся в рисунках Бор. Ефимова доступными и понятными».

Статья подписана просто: «Кукрыниксы». Прославленные советские карикатуристы, Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов, работавшие под этим псевдонимом, не только признали крутизну своего коллеги, но и сумели объяснить суть его мастерства. Действительно, Ефимов умел правильно сгустить краски и выдать такой концентрат эмоций, что его вполне можно назвать и убийственным, и беспощадным.

«С ненавистью, но сохраняя чувство меры»

Между прочим, очень высоко ценили работы Ефимова и в Англии — в стране, где, собственно, и зародился феномен политической карикатуры. Занятно, что своё мнение о Ефимове высказал художник Дэвид Лоу — любимый карикатурист Черчилля. Рождённый в Новозеландии и работавший в Австралии, в 1919 году он из-за дерзкой карикатуры на австралийского премьер-министра был вынужден переехать в Англию. Как мы помним, годом ранее Ефимов опубликовал не менее дерзкую карикатуру на самого Ленина, однако же из России Ефимова никто не выживал...

Вот, собственно, мнение Лоу: «Борьба против зверских орд Гитлера не застала советских карикатуристов врасплох. Их участие в советских военных усилиях намного превосходит все, что известно в этой области в Англии. Из этих русских художников наиболее зрелый и лично мне приятный — это Борис Ефимов. Скромный, вдумчивый человек, настойчивый сатирик-разоблачитель, мастер с большим чувством юмора. Значительность его вклада в советские военные усилия несомненна. Ефимов изображает „высшую расу“ с ненавистью, но сохраняя чувство меры. Его темперамент художника подчинен дисциплине формы. Карикатуры Ефимова обнаруживают черту, на которую следует обратить особое внимание: их фантазия и творческий метод не представляют никаких трудностей для британского восприятия».

Художник Борис Ефимов
Художник Борис Ефимов

Тут есть над чем подумать, но спорить совершенно не о чем. Да, именно таким и был один из лучших наших карикатуристов. Эмоции — кипучие. Чувство юмора — на высоте. А мастерство такое, что преодолевает и государственные, и языковые барьеры. Плюс — твёрдость и беспощадность руки... В общем, зеркало эпохи — иначе и не сказать.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах