60 лет назад, 16 июня 1963 года, в эфире прозвучала слегка искажённая цитата из поэмы Маяковского «Облако в штанах»: «Эй, небо, сними шляпу! Я к тебе иду!»
Дерзкий вызов бросала женщина. И она действительно шла к небу — в буквальном смысле. Звали её Валентина Терешкова. Спустя несколько минут она выведет свой корабль «Восток-6» на орбиту Земли и станет первой женщиной в космосе.
«Нарядный космический скафандр»
Этого события ждали с момента полёта Юрия Гагарина. Уже на следующий день после его приземления, 13 апреля 1961 года, колумнистка английской газеты Daily Mirror Марджери Прупс возмущённо спрашивала в своей статье: «Почему полетела не женщина, а? Вот что мне бы хотелось знать. Почему девушка не могла надеть нарядный космический скафандр и улететь в космос?»
Высказывание, конечно, нелепое. Полёт в космос — не увеселительная прогулка, и вряд ли Терешкову беспокоила мысль, насколько нарядным выглядит её скафандр. Но по сути верное — рано или поздно женщина в космосе появиться была должна.
Оставался вопрос — какая из двух сверхдержав, вступивших в космическую гонку, станет первой. Кое-кто полагал, что США, отправив в космос женщину, смогут попытаться в какой-то мере сравнять счёт с Советским Союзом, который после спутника, лунника и полёта Юрия Гагарина явно лидировал. Во всяком случае, генерал Николай Каманин, руководивший отбором и подготовкой космонавтов, был в этом почти уверен. Он отлично знал, что пилот Джеральдина Кобб, успешно прошедшая тесты для астронавтов, оказалась ещё и весьма пробивной барышней. В июле 1962 года ей удалось дойти до Конгресса США. В Палате представителей состоялись слушания, где обсуждался вопрос о включении женщин в отряд астронавтов.
Пока американка обивала пороги инстанций, а потом и потерпела поражение, в СССР сориентировались и перехватили инициативу. В январе 1962 года были отобраны пять кандидаток на первый полёт, а в декабре их подготовка уже шла полным ходом.
Принято считать, что Каманину пришлось преодолеть сопротивление Сергея Королёва, который, дескать, скептически относился к идее запуска женщины в космос. На самом деле это спорный вопрос, касающийся не столько личных предпочтений Главного конструктора, сколько ведомственной борьбы вокруг космической программы СССР. Королёв тяготился давлением армии — его заветной мечтой было разбавить наконец военных лётчиков гражданскими специалистами, и в этом плане запуск женщины был как нельзя более кстати. С другой стороны, Каманин умудрился обойти его на повороте, предложив пятёрке кандидаток вступить в ряды ВВС.
Но оба они выступали единым фронтом, когда выяснялось, что высшее руководство СССР не очень-то хочет полёта женщины в космос. Скажем, 18 марта 1963 года — за три месяца до триумфа Терешковой — Фрол Козлов на заседании Президиума ЦК КПСС высказал сомнения насчёт предстоящего полёта: «Зачем это нужно? Кто вообще разрешил готовить женщин?» А ведь Фрол Козлов был вторым секретарём ЦК КПСС, и Хрущёв не раз называл его своим преемником...
И всё же триумф русской женщины состоялся. Пресса зашлась в пароксизме восторга и негодования одновременно. Восторгались мужеством, красотой и профессионализмом Терешковой. А возмущались те, кто её не опередил. В их числе была Джеральдина Кобб, так и не сумевшая продавить свой полёт: «Позор, что мы не сделали это первыми!»
«Ах, что придумал!»
СССР по-прежнему вёл в космической гонке. И имел шансы с ходу застолбить за собой важные этапы в освоении космического пространства женщинами. Прежде всего это касалось выхода в открытый космос. Тут снова приходится очищать от наветов имя Сергея Королёва — многие уверены, что после полёта Терешковой, который Главный конструктор будто бы признал провальным, им была произнесена «историческая» фраза: «Бабам в космосе не место! Пока я жив, ни одна из них не полетит!» На самом деле это результат полузнания. Королёв, согласно воспоминаниям работавших с ним людей, и впрямь мог в сердцах сказать: «Чтоб я ещё когда-нибудь связался с бабами...» Но это объясняется его вспыльчивым характером, к тому же он никогда не позволял себе так выражаться в присутствии женщин. А что касается конкретных вопросов, то тут лучше довериться Каманину. 2 апреля 1965 года, спустя пару недель после выхода Алексея Леонова в открытый космос, он предложил Королёву проделать то же самое с женским экипажем: «Выход женщины из космического корабля с более широкой программой исследований вызовет во всём мире не менее широкий отклик». Главный конструктор отреагировал как человек, жёстко отделяющий эмоции от дела: «Вначале он помрачнел, глаза его стали тёмными... Но когда до него дошло всё значение предлагаемого полёта, он начал улыбаться и сказал: “Ах, старая мышь, что придумал!”»
«Придумал» Каманин ещё и рекордно длительный полёт женщины — на 1966 год планировался полёт женского экипажа продолжительностью до 20 суток. Сейчас это кажется пустяком, но тогда максимальная длительность полёта составляла всего лишь пять суток, так что это была серьёзная заявка на победу...
Разное первенство
Королёв умер в январе 1966 года. Вполне возможно, что, если бы не эта трагедия, СССР осуществил бы рекордные женские полёты в назначенный срок и даже смог бы опередить США в лунной гонке. Однако если о высадке на Луну можно говорить лишь в сослагательном наклонении, то остальное стало реальностью. Пусть и позже. Более того — русские женщины в освоении космоса сохраняли первенство и после триумфа Терешковой.
Светлана Савицкая, вторая в мире женщина-космонавт, в 1984 году стала первой женщиной, вышедшей в открытый космос. Елена Кондакова, стартовав в 1994-м и приземлившись в 1995-м, стала первой женщиной, совершившей длительный полёт в космос — 178 суток, 10 часов и 41 минута. История русских женщин в космосе продолжается — в 2014-2015 годах совершила длительный полёт на МКС Елена Серова, а в марте этого года с орбиты вернулась Анна Кикина...
Возможно, кто-то скажет, что некоторые достижения перекрыты американскими женщинами-астронавтами. Но приоритет всё-таки наш. А если уж говорить о первенстве, то не будем забывать, что США лидируют в гораздо более печальной номинации. Американки стали летать только в 1980-е, по программе «Спейс Шаттл». Преподносилось это так: «Многоразовые орбитальные “челноки” комфортнее и безопаснее советских одноразовых — мы заботимся о наших женщинах!» Комфортнее? Пожалуй. Но насчёт безопасности многое стало ясно, когда США потеряли 40% своих многоразовых кораблей. Катастрофы «Челленджера» в 1986 году и «Колумбии» в 2003-м унесли жизни 14 человек. Среди них было четыре женщины.