В 90-х годах в Рунете появилось жаргонное словечко «шушпанцер», которое доныне применяется для обозначения некрасивого, уродливого танка. На самом деле шушпанцеры появились гораздо раньше. Первый из них был испытан в России 18 мая 1915 г.
Вездеход Пороховщикова
В августе 1914 г. в Российский Особый комитет по усилению военного флота обратился 22-летний изобретатель-самоучка Александр Пороховщиков. Он предложил профинансировать его «Вездеход» — оригинальную легкобронированную машину повышенной проходимости. Проект рассмотрели, чертежи одобрили, выделили деньги и 25 мастеровых в помощь.
Согласно проекту, «Вездеход» представлял собой небольшую машину с экипажем из 2 человек. Предполагалось наличие башни и пулемета. Комиссию, которая собралась 15 мая под Петербургом, чтобы ознакомиться с новинкой, не насторожили два факта. Первый — что «Вездеход» имел всего одну, но широкую гусеницу. Второй — что поворот осуществлялся двумя боковыми колесами, выступавшими за габариты гусеницы.
На испытаниях произошло то, что и должно было: по прямой «Вездеход» бегал довольно резво, но при попытке сменить вектор движения отбросил оба колеса.
Армия, естественно, проект отвергла, но Пороховщиков не расстроился. Изобретения сыпались из него как из рога изобилия — уж такой он был человек. Позднее Пороховщиков построил несколько самолетов, часть из них даже летала. Когда новая власть закатала его на Соловки, он переключился на проектирование гидротехнических сооружений. Между двумя волнами репрессий Пороховщиков даже служил в Автобронетанковом управлении РККА. Перед войной Пороховщикова снова арестовали и по обвинению в шпионаже и антисоветской агитации расстреляли на полигоне «Коммунарка». Между прочим, советский и российский актер Александр Пороховщиков (помните председателя ЧК в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих»?) — внук того самого изобретателя.
Бронетанковая троица. Как постановление Совнаркома выиграло войну →
Ад на колесах
Еще один русский шушпанцер иногда называют Царь-танком. Отчасти за дело — он оказался столь же бессмысленным сооружением, как Царь-колокол и Царь-пушка. Речь о боевой машине капитана Николая Лебеденко с двумя колесами диаметром 10 метров. Сооружение несколько напоминало артиллерийский лафет, в станинах которого находились рулевые колеса. Центральная же часть, неподвижная пулеметная рубка, была подвешена над землей на высоте 8 м. В ширину Царь-танк занимал 12 метров.
Изобретению дали ход, не пожалев дефицитного во время войны металла и 200-сильных двигателей «Майбах» (по одному на колесо), снятых с подбитого немецкого дирижабля. В августе 1917 г. в лесу под Дмитровым монстр отправился в свое первое и последнее путешествие. Танк застрял, его так и не смогли вытащить. В 1923 г. машину разобрали на металлолом.
«Железный капут» по-итальянски
Разрабатывать первый итальянский танк Fiat 2000 одноименная автомобильная фирма начала на свой страх и риск в 1916 г. Пока шло по-итальянски неторопливое проектирование, закончилась Первая мировая война. Из-за этого производство итальянских шушпанцеров ограничилось двумя экземплярами.
Для начала 20-х годов «фиаты» были довольно приличными танками. У них было неплохое бронирование, 65-миллиметровая пушка, круговой обстрел из пулеметов. К тому же на этих танках место командира было впервые в мире оснащено перископом. Однако боевая масса в 40 тонн и слишком узкие гусеницы сделали модель малоперспективной.
В боях Fiat 2000 практически не использовались. Как вымышленный супертанк «Железный капут» в видео-комиксах «Каламбура», изделия итальянских танкостроителей отправили в Африку. Там они несколько раз пугали повстанцев в итальянской колонии Ливия. В 1938 г. «фиаты» отправили на переплавку.
Трехэтажный кошмар
Американский средний танк времен Второй мировой войны М3 Lee вызывал ненависть у танкистов тех стран, которые на нем сражались. Дело в том, что новая машина была «трехэтажная». На первом этаже в спонсоне было установлено 75-мм орудие. На втором этаже располагалась башня с 37-мм пушкой и спаренным с ней пулеметом. На третьем стояла командирская башенка с другим пулеметом, который можно было использовать и по наземным, и по воздушным целям. Для доступа в танк по бортам корпуса были предусмотрены прямоугольные двери.
Помимо армий США и Великобритании, «Генерал Ли» применялся в РККА. Из-за того, что другого среднего танка у американцев тогда не было, этот шушпанцер был растиражирован в количестве 6258 машин. В СССР из этого количества было отгружено 1386 штук. Советские танкисты прозвали М3 «братской могилой на семерых». Единственным оправданием существования «Генерала Ли» стало то, что на его ходовой части вскоре был создан танк М4 «Шерман», ставшим вторым по численности средним танком после Т-34.
Германская «Мышь»
Но все-таки самый развесистый шушпанцер в мире построили немцы. Он назывался «Маус», что в переводе означает «мышь», а вовсе не «мышонок», как принято считать у нас.
Идея сверхтяжелого танка всплыла на одном из совещаний Гитлера с военными и промышленниками летом 1942 г. Речь зашла о «сухопутном дредноуте» с орудием большого калибра и максимально толстой броней. Разработку поручили любимцу фюрера, профессору Фердинанду Порше.
Первый прототип с карбюраторным двигателем был обкатан весной 1944 г., второй с дизелем — чуть позже. «Мышь» имела пушку калибра 128 мм, спаренную с 75-миллиметровкой, броню от 200 до 240 мм и ни единого пулемета. В боях этот монстр не участвовал. Единственный экземпляр «Мауса» хранится в музее НИИ Бронетанковой техники в подмосковной Кубинке.