О библиотеке Ивана Грозного ходят легенды. Говорят, что её до сих пор не нашли. Что в ней было такого необычного и почему за 500 лет она так и не найдена?
И. Стёпочкин
Заклятие царя
Выйдя замуж за великого князя Московского Ивана III, бабушка Грозного Софья Палеолог, племянница византийского императора Константина XI, привезла в столицу Руси 30 (по другим данным - 70) возов с книгами. Это было её приданое. Но деревянный город часто сгорал в пожарах, поэтому книги берегли в сундуках в подземных хранилищах. Софья спасла от турок, захвативших и разграбивших в 1453 году столицу Византии, сотни фолиантов на древнегреческом, латинском и древнееврейском языках, часть которых была в собрании ещё античной Александрийской библиотеки. Пережив в Москве очередной пожар, она убедила мужа радикально перестроить Кремль, заменив дерево кирпичом и белым камнем (именно с тех пор Москву стали называть Белокаменной). По инициативе Софьи в Россию выписали из Болоньи знаменитого архитектора и инженера Аристотеля Фиораванти, который будто бы построил под Кремлём подземный тайник для привезённых из Византии книжных сокровищ.
По некоторым предположениям, сам Грозный долго искал умело спрятанные бабкой фолианты, а когда нашёл, пополнял собрание другими, закупаемыми в разных странах. Есть версия, что царь объединил византийскую библиотеку с не менее легендарным собранием Ярослава Мудрого, долгие века хранившимся в подземельях Софийского собора в Киеве. Оно могло содержать до тысячи уникальных томов. Говорят, завоевав Казань, царь Иван IV присовокупил рукописи средневековых арабских исследователей из собрания казанского хана. По слухам, либерея (так называли библиотеку от лат. liber - «книга») содержала также колдовские наставления и фолианты по магии.
Возможно, не без применения оккультных знаний Иван Васильевич наложил на библиотеку заклятие - кто к ней приблизится, лишится зрения. Не факт, что заклятие исправно срабатывало: видели же библиотеку и царевна Софья, и её брат Пётр I, как известно, не ослепшие.
Другим повезло меньше. Искавший библиотеку в 1930-х годах сотрудник кремлёвской охраны Аполос Иванов прошёл подземными ходами от храма Христа Спасителя к Кремлю и обнаружил прикованные цепями к стене истлевшие скелеты, а также железные двери, разделявшие отсеки подземелья. Найти клад Грозного ему не позволили сотрудники НКВД, закрывшие выход из-под земли к Москве-реке кирпичной кладкой. А вот зрение энтузиаст-кладоискатель всё же потерял, хотя и годы спустя.
Кстати, перед празднованием 850-летия Москвы 87-летний Аполос Иванов добился встречи с Юрием Лужковым и, как видно, сумел убедить мэра, что точно знает, где спрятаны сокровища Грозного. Был создан совет по содействию в поисках библиотеки, мэрия предоставила немалые средства, коммерсант Герман Стерлигов возглавил поисковый штаб. Однако спустя два года безрезультатные работы были свёрнуты.
Карта копателей
Само существование либереи вызывает споры историков. Сторонники обычно опираются на «Сказания о Максиме Греке», содержащие обширную опись «единиц хранения», на свидетельство пастора Иоганна Виттермана из Дерпта (ныне эстонский город Тарту), переводившего часть книг с латыни по заказу Ивана Грозного, и на список профессора Дерптского университета Христофора Христиана фон Дабелова, будто бы найденный им в начале XIX века, впрочем, почему-то сохранившийся только в копии. Эти и другие оговорки дают повод скептикам сомневаться в самом факте существования библиотеки, что, однако, не остужает пыла кладоискателей.
Сегодня они рассматривают более 60 вариантов подземного местонахождения либереи. Самые популярные: под Кремлём, в береговых холмах села Коломенского и соседнего с ним Дьякова, в подземных тайниках села Тайнинского на юге современных Мытищ, в Александровой слободе, двадцать лет бывшей «опричной столицей» страны, и в Вологде, которой лишь чумной мор помешал стать главным городом Руси.
В первой половине ХХ века много усилий на поиск библиотеки потратил известный археолог Игнатий Стеллецкий. Проверив четыре названных варианта, он остановился на Коломенском, где буквально перекопал весь пол в шатровой церкви Вознесения. Работы были остановлены усилиями реставратора Петра Барановского, считавшего мифы о либерее абсурдными и вредными. Поиски близ пятиглавой Предтеченской церкви в Дьякове пришлось свернуть по настоянию местных жителей: раскопки привели на территорию церковного кладбища. Хотя найденная под землёй известняковая кладка убедила археолога, что он уже в шаге от успеха. Стеллецкий подробно описал все детали поисков, но рукопись таинственным образом исчезла - говорят, и тут не обошлось без НКВД.
В конце 1970-х гг. на следы либереи возле той же Дьяковской церкви случайно вышел инженер-реставратор Владимир Поршнев. В ходе реставрационных работ в храме его рабочие наткнулись на наклонный подземный ход, который вёл к середине прибрежного холма. Реставраторы добрались до сводчатого помещения. Но, обнаружив попытки неизвестных кладоискателей сбить замок с решётки, Поршнев с коллегами сочли благоразумным засыпать лаз песком и забетонировать вход - до лучших времён.
Они пока так и не наступили. Церковь перешла в ведение патриархии, которая вряд ли позволит разбирать белокаменную кладку в алтарной части. А либерея Палеологов по-прежнему скрывается от наших глаз, возможно, не заслуживших права её лицезреть.