85 лет назад, 16 июля 1936 года, в Испанском Марокко начался мятеж против республиканского правительства. Очень быстро под контролем мятежников оказались и другие испанские колонии: Канарские острова, Испанская Сахара, Испанская Гвинея. 18 июля радиостанция, расположенная в испанской Северной Африке, передала ставшее знаменитым сообщение «Над всей Испанией безоблачное небо», послужившее сигналом к выступлению военных по всей стране.
Тем не менее сначала правительство республиканцев было настроено оптимистично. В официальной радиосводке сообщалось, что к заговору никто не присоединился, а у властей хватит сил для его подавления. Тем временем республиканский генерал Гонсало Кейпо де Льяно, имевший репутацию либерала, неожиданно захватил власть в Севилье, главном городе южной Испании. Захват Севильи и соседнего Кадиса позволил мятежникам создать в Андалусии надёжный плацдарм. Мятеж завершился успехом ещё в двух крупных городах: Овьедо и Сарагосе.
В результате под контроль мятежников попали Галисия, значительная часть Кастилии и Арагона. В Мадриде, Барселоне, Бильбао, Валенсии и других городах бунт поначалу удалось подавить. Выступление против республиканского правительства возглавил генерал Хосе Санхурхо, но он почти сразу после начала мятежа погиб в авиакатастрофе. Вскоре путчисты учредили Хунту национальной обороны, по решению которой всей полнотой военной и политической власти был наделён генерал Франсиско Франко. Ему присвоили титул каудильо («вождь»).
Армия против
Чтобы понять причины мятежа, вернемся на несколько лет назад. После победы антимонархических сил на муниципальных выборах во всех крупных городах весной 1931 года король Альфонсо XIII эмигрировал, а Испания была провозглашена республикой. Однако начатые либерально-социалистическим правительством реформы обернулись ростом социальной напряжённости и радикализма. Новое прогрессивное трудовое законодательство было встречено в штыки предпринимателями. Брожение и протесты в армейской среде привели к сокращению офицерского состава на 40%. Также люди были недовольны снижением роли церкви, традиционно влиятельной в католической Испании. Предполагавшая передачу излишков земли аграрная реформа тормозилась латифундистами, а её пробуксовка и недостаточность вызывали недовольство у крестьян.
Пришедшая к власти в 1933 году правоцентристская коалиция свернула реформы, что привело ко всеобщей забастовке и восстанию шахтёров Астурии. На прошедших в феврале 1936 года выборах с минимальным перевесом выиграл Народный фронт. В его состав входили коммунисты, анархисты, социалисты и левые либералы. Им противостояли клерикалы, монархисты и ультраправая партия «Фаланга», воинственное название которой — заимствованное античное определение боевого порядка пехоты. Деятельность фалангистов и других правых партий была запрещена с первых дней пребывания Народного фронта у власти. Прямую конфронтацию между двумя силами спровоцировало убийство правыми 12 июля 1936 года офицера-республиканца. В ответ был застрелен депутат от консерваторов. К 18 июля во всех воинских гарнизонах начались мятежи, которые и стали основной движущей силой Гражданской войны. Против республиканцев выступили почти 14 тысяч офицеров и около 150 тысяч рядовых солдат.
Интербригады и «Кондор»
Моряки и большая часть ВВС сохранили верность республиканскому правительству. Тем не менее республика в первые недели войны столкнулась с множеством трудностей. Борьбу с мятежниками в основном вели народная милиция и немногочисленные армейские части, верные правительству. США, Великобритания и Франция объявили о невмешательстве в конфликт и ввели запрет на поставки оружия в Испанию. Но Германия направила на помощь Франко авиационный легион «Кондор», а Италия — пехотный добровольческий корпус.
В октябре 1936 года СССР заявил, что не может считать себя нейтральным, и начал снабжать оружием и боеприпасами республиканцев. Наша страна направила в Испанию также военных советников и добровольцев (прежде всего — лётчиков и танкистов). Началось формирование интернациональных бригад, которые вскоре начали прибывать в Испанию. Интербригады состояли из коммунистов, социалистов, анархистов и просто людей левых взглядов из разных стран. Среди них были знаменитый мексиканский художник Давид Альфаро Сикейрос, лауреат Нобелевской премии по литературе Эрнест Хемингуэй, известный английский писатель Джордж Оруэлл, будущий канцлер ФРГ Вилли Брандт. Военными советниками в Испании служили Родион Малиновский, Павел Батов, Кирилл Мерецков, Александр Родимцев, ставшие потом полководцами Великой Отечественной и Героями Советского Союза.
Русские по обе стороны линии фронта
В общей сложности через Испанию прошло около 50 тыс. солдат и офицеров вермахта, 150 тыс. итальянцев, около 3 тыс. советских военных советников и добровольцев. Впрочем, русские добровольцы воевали и на стороне Франко. Это были эмигранты, рассматривавшие эту войну как продолжение Гражданской войны в России. Предполагалось, что бывшие белогвардейцы РОВС небольшими группами будут переброшены из Франции в Испанию. Удалось пройти только одной группе, вторая была арестована французами. А вскоре лидера РОВС генерала Миллера схватили агенты НКВД. Операция была свёрнута. Самым непримиримым пришлось самим искать необходимые контакты и самостоятельно добираться до Испании.
Русских добровольцев у Франко было немного: по разным подсчётам, от 70 до 120 человек. Они были разбросаны по разным частям. Духовником в одном из отрядов служил князь Иоанн Шаховской, будущий архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский. Несколько десятков добровольцев-белогвардейцев были убиты. Воевали они неплохо и на параде по случаю победы Франко в Мадриде маршировали как отдельное подразделение под флагом царской России. Однако не все эмигранты поддерживали франкистов. Так, бывший глава Временного правительства Александр Керенский осуждал мятеж Франко и сравнивал его с мятежом Корнилова.
В итоге республиканцы проиграли в Гражданской войне. По мнению историков, это случилось потому, что они не смогли устранить противоречия внутри Народного фронта. Кроме того, поддержку Франко оказала католическая церковь. Огромную роль сыграла и существенная помощь франкистам со стороны Германии и Италии. По приблизительным оценкам, во время Гражданской войны в Испании погибло от полумиллиона до миллиона человек. Больше потерь было у республиканцев. Каждый пятый стал жертвой политических репрессий с обеих сторон.