«На данный момент в розыске находятся 13 517 малышей, в 1941-1944 гг. вывезенных из СССР и Польши нацистами. Но их давно никто не ищет». «АиФ» выяснил, как в приютах СС нашим детям стирали память, превращая их… в немцев.
- В Польше работали сразу три пункта «Лебенсборна» по отбору детей «нордической внешности» из славянских стран - поляков, русских, сербов и чехов. С 1942 года маленьких узников со всей Восточной Европы свозили в «Киндер КЦ» - детский концлагерь в Лодзи, рассчитанный на 20 000 человек. Далее целый штат врачей и экспертов определял «расовую ценность» ребёнка - включая психологические тесты и медицинский осмотр. «Расовый экзамен» состоял из 62 (!) пунктов: будущий «ариец» был обязан соответствовать «расе господ» по форме черепа, телосложению, цвету глаз и волос. Особое внимание уделялось здоровью. Известен случай, когда трёхлетнюю девочку Розалинду удочерила немецкая семья, специально приехав за ней из Берлина. Однако через год врач СС, посещавший семью, выяснил - у Розы припадки эпилепсии. Невзирая на протесты, ребёнка забрали у приёмных родителей и затем отправили в Освенцим…
Избивали за русский язык
Как объясняет исследователь Генрик Любецкий (он опирается на архивы Института национальной памяти Польши), «одобренных» в «Киндер КЦ» детей (возрастом от двух месяцев до шести лет) отправляли в те же Лодзь, Люблин и Катовице - в распределительные приюты «Лебенсборн». Кроме того, 28 июля 1943 года под Краковом началось строительство масштабного комплекса «Лебенсборна» - с бомбоубежищами, подземными физкультурными залами, десятками яслей и школ: как предполагают, этот комплекс был предназначен специально для малышей, которых эсэсовцы тысячами вывозили из СССР. Однако приближение фронта и отступление немецкой армии не позволили закончить стройку - 18 января 1945 года в Краков вошли советские солдаты.
Следующий этап - сразу после переезда в приют дети из Советского Союза (начиная с 3 лет) подвергались программе «начальной германизации». Сотрудники «Лебенсборна» давали им новые немецкие имена, полностью заменяли все документы. Чаще всего пленников определяли как «сирот, чьи родители погибли за фюрера и великую Германию», а местом их рождения называли «восточные земли рейха». Фантазии не было - в 1943 году тысяча детей, привезённых СС из Пскова, были поголовно записаны в Лодзи как «уроженцы Бреслау». Далее малышей учили немецкому языку: за слово, сказанное по-русски, избивали. У ребёнка вырабатывался рефлекс - если ты говоришь на немецком, то избежишь побоев. Также детей отлично кормили, давали лекарства и витамины, подчёркивая: «Это потому, что ты принадлежишь к арийской расе. Хочешь питаться на помойке? Так и будет, если не оценишь своего счастья».
- Обычно «германизация» длилась три-четыре месяца, - рассказывает историк из Праги Франтишек Колила. - После этого ребёнок считался готовым для усыновления. Как правило, славянское происхождение детей держалось в секрете, и мало кому из приёмных родителей сообщали национальность «сирот». «Лебенсборн» был основан как сеть приютов, куда немецкие женщины могли сдавать незаконнорождённых детей: усыновители забирали ребёнка в полной уверенности, что у того «арийская кровь». Больше всего детей (несколько тысяч) были усыновлены в Познани, а также в Берлине и Дрездене. Условия содержания и воспитания их в «арийском духе» регулярно проверялись инспекторами СС и докторами «Лебенсборна», навещавшими приёмные семьи.
«Дети в паутине нацистов»
Зимой - весной 1945 года, по мере приближения советских войск, многие дети были эвакуированы вместе со своими усыновителями. Так, например, чешку Марию Долежалову-Шупикову, с 1942 года воспитывавшуюся в немецкой семье под именем Ингеборг Шиллер (интервью с ней было опубликовано в № 38 «АиФ»), вывезли из Познани в Берлин.
Других отправили ещё дальше - в Гамбург, Ганновер и Мюнхен. В результате после Победы сотни тысяч малышей из славянских стран оказались в американской зоне оккупации Германии. В руки к американцам попали и остатки (примерно 10 процентов) досье «Лебенсборна». В 1947 году следователи армии США провели ряд допросов детей, увезённых из СССР и Польши, с целью проверить: хотят ли те вернуться домой? Документалистка Линн Николас, автор книги «Дети Европы в паутине нацистов», указывает: одни малыши, забывшие свой язык, считали себя немцами и боялись уезжать, привыкнув к приёмным родителям. Другие были запуганы «германизацией» - «Лебенсборн» вбил им в голову, что на этом свете лучше быть арийцем. Самые маленькие не помнили своего прошлого. Сыграла роль и холодная война между СССР и США: американцы не горели желанием «помогать коммунистам».
- Назад в Россию вернулись два-три процента «перевоспитанных» «Лебенсборном» детей, - говорит профессор Хайнц Вирст. - Со временем союзники прекратили расследование. В данный момент в розыске находятся 13 517 малышей, вывезенных из СССР и Польши нацистами, но в реальности с 1948 года поиск не ведётся. В книге Линн Николас сказано: сейчас в Германии живут сотни тысяч потомков русских и польских детей. Они понятия не имеют о своём происхождении - и, вероятно, уже не узнают…
В 1947 году глава «Лебенсборна» штандартенфюрер СС Макс Золльман предстал перед американским судом в Нюрнберге. С пеной у рта Золльман доказывал: «Лебенсборн» был благотворительной конторой, детей не похищали, а «спасали от ужасов войны». Документы им меняли, чтобы «усыновители, думая, что это арийцы, обращались с ними лучше». Он получил меньше трёх лет тюрьмы - за членство в СС. Позже, словно в насмешку, его оштрафовали на 50 (!) марок. Золльман умер в семидесятых годах в Штайнхёринге, рядом с бывшим офисом «Лебенсборна». Дети, чьи жизни украл этот человек, давно выросли и состарились. Однако ещё существует шанс рассказать им, кем они были. Надо лишь постараться успеть сделать это.
Продолжение серии материалов о похищении детей эсэсовцами читайте здесь>>