- При Ельцине в стране развивалась политическая и экономическая конкуренция, формировались свободная пресса и гражданское общество. Люди перестали бояться власти, учились говорить ей в глаза то, что думают. Конечно, переход от тоталитаризма к демократии не мог пройти без трудностей и ошибок.
Обвинять Ельцина в развале Советского Союза глупо - в этом развале были заинтересованы элиты всех союзных республик, давно мечтавшие о независимости от Москвы. Беловежские соглашения, возможно, заключили слишком быстро, но распад СССР был неизбежен. Парад суверенитетов, губернаторская вольница - всё это тоже было, но и это не вина Ельцина. Центр тогда был ещё слишком слаб, чтобы обуздать местные элиты. Не скажи Ельцин губернаторам своё знаменитое «Берите суверенитета столько, сколько проглотите», они всё равно бы его взяли. Важно, что президент смог обеспечить целостность страны, не прибегая к насилию, - благодаря харизме и силе воли, умению договариваться с регионалами. Исключением и самой крупной его ошибкой стала война в Чечне.
К моменту прихода Ельцина к власти экономика находилась при смерти. Нарастал дефицит всего и вся, валютные резервы стремились к нулю, а нефть стоила 8-12 долларов за баррель. Без решительных мер страну было не спасти от голода. Гайдар отпустил цены - в результате сформировалась конкурентная экономика, заработал рынок. Благодаря приватизации к концу 90-х в стране появились компании мирового уровня.
В 90-е у нас не было такой чудовищной коррупции. Это тогда злые языки придумали Михаилу Касьянову прозвище «Миша 2%». То есть 2% отката считались предельным уровнем разложения чиновника. Сейчас предприниматели говорят об откатах в 50%! При Ельцине чиновники не позволяли себе столько воровать (хотя, конечно, и государство тогда было беднее). Зная его крутой нрав, все осторожничали: быть снятым с должности при нём было легко - это потом чиновники стали неприкасаемой кастой. При этом Ельцин был совершенно немстительным, некровожадным. Оппозиционеров, взявших в руки оружие в 1993 году, немного подержали в тюрьме, а потом отпустили.
Более здоровой была и внешняя политика. С республиками СНГ мы дружили, не было никаких намёков на новую холодную войну с Западом. Шли переговоры об интеграции в НАТО. Россия вступила в Совет Европы, что позволило нашим гражданам защищать свои права в Страсбурге… Безусловно, в историю страны правление Ельцина войдёт со знаком «плюс».