12 300 имён
Анна Клименко уже 10 лет разыскивает заброшенные могилы героев Великой Отечественной войны на погостах Красноярска.
- Когда началась война, мне было 11 лет. В 1942 г. в армию призвали папу и направили под Сталинград. В марте 1943 г. мы получили извещение о том, что он пропал без вести. Больше мы о его судьбе ничего не знаем. Потому на могилы участников войны не могу смотреть без слёз. Неужели и мой папа где-то так же лежит? Может, и могилки его не видно, никто мусор не уберёт и цветочка не положит? Вот и решила посвятить свою жизнь благоустройству могил участников войны.
Первые годы затею Анны Клименко мало кто воспринимал всерьёз. Ну что может одинокая пенсионерка? Оказалось, может! Начала Анна Фёдоровна с того, что на кладбище «Злобино» установила мемориальную доску 398 участникам войны.
Потом неутомимая пенсионерка решила издать книгу с именами всех воинов, похороненных в Красноярске. Ей лично звонили многие родственники участников войны. Порой, прежде чем внести одну фамилию в справочник, приходилось сверить 11 источников. И всё же результат - достойный ответ всем скептикам. Сейчас в книге 12 300 имён. Правда, денег на издание нет. Анна Фёдоровна надеется, что удастся разместить её в Интернете.
- Меня и саму эта работа спасает... от одиночества, - признаётся женщина. - Порой целые сутки сижу над документами. Иногда письма приходят из разных концов бывшего Союза с единственной просьбой: навестите могилку брата, отца, деда… Солдата.
А вот жителям с. Вороново Рязанской области и навестить было некого. Вместо памятника здесь стояла 3-метровая разрушающаяся конструкция. Журналисты «АиФ-Рязани» помогли всем это… увидеть. И оказалось, что неравнодушных людей в области немало. Сотрудники МЧС снесли стелу, депутат от района выбил деньги на новый памятник, а школьники, районные чиновники и наши коллеги вышли на субботник и привели территорию в идеальный порядок. К празднику монумент будет установлен.
Вместо разрушающегося обелиска новый памятник появится и в деревеньке Демешково Псковской области. Здесь в 1943 г. два бойца 13 дней держали оборону в осаждённом танке. За совершённый подвиг они были удостоены звания Героя Советского Союза. От «АиФ» о ситуации с обелиском в Демешково узнали в компании «Стройгазмонтаж» и приняли решение заказать и установить новый памятник. «Сегодня крайне важно сохранить память о подвигах, совершённых в годы войны, - сказал «АиФ» владелец компании Аркадий Ротенберг. - В нашей стране, я считаю, это дело всех и каждого. Современные поколения должны понимать, какую огромную цену пришлось заплатить за то, чтобы мы с вами жили».
Долгая дорога в Хацунь
В послевоенные годы страшная история брянской деревни Хацунь постепенно ушла в небытие вместе с немногочисленными очевидцами расстрела её жителей. Могилы сотен погибших зарастали бурьяном. Но нашёлся человек, который уверен: о Хацуни должны знать все.
«Женя прибежал испуганный, весь дрожит. Забрался на печку и говорит: «Кап, а Кап, маму твою расстреляли». Капка сразу раскричалась, а Женя говорит: «Не кричи».
Эти воспоминания Лидии Иноземцевой, жившей в деревне Осиновые Дворики, что в двух километрах от Хацуни, были опубликованы всего два года назад в книге «Хацунская исповедь» Евгения Кузина.
Их и правда расстреляли. Всю деревню: женщин, стариков, детей - 318 человек. Утром 25 октября 1941 г. Была в Советском Союзе деревня Хатынь, о трагедии которой знал весь мир, - здесь сожгли 149 человек. И не было смысла рассказывать о второй деревне с похожей судьбой и созвучным именем.
5 октября 1941 года немцы вошли в Хацунь. К этому времени мужчины почти все ушли в леса. 24 октября в деревне появились несколько вышедших из окружения красноармейцев. Деревенские спрятали их в пустой хате. На беду, в то же время в Хацунь под конвоем привели шесть военнопленных. Красноармейцы попытались их отбить. Двух фашистов убили, третьего ранили, но ему удалось скрыться в лесу. Ушли из Хацуни и красноармейцы. А 25 октября в деревушку вошёл карательный батальон. Фашисты выгнали всех на улицу и расстреляли.
- Мне было тогда 5 лет, - говорит Евгений Кузин, уроженец села Приютово, что в 5 км от Хацуни. - Помню, как ранним утром немцы двигались туда через нашу деревню. На следующий день мы и узнали, что Хацуни больше нет.
Евгений Кузин посвятил изучению этой трагедии всю жизнь. Ничто не смогло заглушить боли от той фашистской расправы: ни собственная жизнь в оккупации, ни гибель двух его сестёр в концлагере «Шталаг-342» в белорусском городе Молодечно, куда немцы увезли всех жителей Приютово в 1943 г. Благодаря Кузину стали известны фамилии многих расстрелянных, именно он собрал воспоминания очевидцев. И многие годы обивал пороги чиновников, пытаясь убедить их в необходимости создания мемориала Хацуни. К печальной дате 25 октября 2010 года региональные власти обещают открыть мемориал. Здесь появятся стена скорби и музей, будет установлена отреставрированная скульптура «Скорбящая мать», обретут достойное облачение могилы мирных жителей и красноармейцев.
Наша акция
Все герои этого материала получат от редакции памятные знаки в виде гильзы с землёй из Мамаева кургана.
А вообще в нашем списке более 100 фамилий студентов, пенсионеров, предпринимателей, губернаторов, рабочих - тех, кто годами не даёт зарасти нашей памяти мхом забвения.
Мы благодарны всем, кто откликнулся на призыв и привёл в порядок захоронения героев и памятные места.
Но акция не заканчивается.
Когда 9 Мая вы придёте к обелиску или мемориалу, посмотрите, может, именно ваших рук там не хватает.