Но в конце XIX - начале XX в. его называли зодчим и строили по его проектам приюты, водокачки и пожарные каланчи. Некоторые творения служат москвичам и сегодня
Акварельный замок
Готический особняк с башенкой в Гороховском переулке (дом № 17) напоминает замок средневековой Европы. Сегодня в нём размещается Школа акварели. Но что же было раньше, до революции?
В конце XIX в. по просьбе Евангелического попечительства о бедных женщинах и детях в этом тихом уголке Немецкой слободы был построен приют для сирот. То, что попечители пригласили в качестве архитектора именно Максима Геппенера, не было делом случая. Он родился в 1848 г. в Москве в купеческой семье обрусевших немцев. Учился в Третьей городской гимназии, затем в немецком Политехникуме города Карлсруэ. Вернувшись в Москву, поступил на службу в строительный совет Московской городской управы и стал членом протестантской общины, на средства которой в 1898 г. в Гороховском переулке и был возведён двухэтажный особняк из красного кирпича.
Но всё это уже в далёком прошлом, а в истории особняка - новая страница. Бывший детский приют теперь - Школа акварельной живописи Сергея Андрияки, где в настоящее время работает выставка, посвящённая 160-летию со дня рождения Максима Геппенера.
Крестовские башни
Представьте, что сегодня на проспекте Мира стоят такие башни. Каким бы украшением столицы они были!
История их появления на бывшей Крестовской площади интересна и связана с постройкой в конце XIX в. Мытищинского водопровода. вода поднималась из глубоких колодцев, затем по трубам поступала в хранилище, построенное у села Алексеевское. Дальше её перекачивали в металлические водонапорные резервуары, заключённые в двух Крестовских башнях на 30-метровой высоте. Откуда вода самотёком поступала по трубам в городскую сеть. В пяти нижних этажах башен размещались контрольная станция водомеров, архив, квартиры служащих и даже Музей городского хозяйства. Построенные в основном на личные деньги городского головы Николая Алексеева, Крестовские башни были символическими воротами Москвы со стороны Ярославля. Путников встречал закреплённый на ажурном мостике образ святого Георгия Победоносца, а уходящих из города провожала икона Божией Матери.
Но в 1939 г. башни были безжалостно разрушены, так как оказались на пути у расширявших Ярославское шоссе.
Вода не всякий камень точит
На Рублёвской станции водоподготовки есть старинный молоток. Им простукивали кирпичи, когда более века назад строили здание водокачки. Если звук не нравился, кирпич браковали. Наверное, поэтому станция и уцелела.
На рубеже XIX и XX столетий Москва испытывала недостаток воды. Казалось бы, не до красот было! Но архитектор умудрился из построек утилитарного назначения создать дворцы. Недаром в праздничные дни жители деревни Рублёво приходили семьями на станцию, чтобы полюбоваться её видом, здесь же гуляли и устраивали пикники.
Из работ Геппенера до наших дней дожили не только старинные здания Рублёвской водокачки, но и канализационная станция у Новоспасского моста (там теперь Музей воды), пожарная каланча в Сокольниках. Все они - типичные постройки так называемого «кирпичного стиля», широко распространённого в русской архитектуре в XIX-XX вв. Но именно Геппенер придумал украшать строения декоративными бойницами и пилястрами. Тем не менее ни одна постройка Максима Геппенера памятником архитектуры в Москве так и не признана.